55-летие музейной ПЛ С-189

У набережной лейтенанта Шмидта, вблизи Морского корпуса им. Петра Великого, стоит во всей красе, под советским флагом и гюйсом, близкая нашему старшему поколению подводников, дизель-электрическая лодка 613 проекта, с бортовым номером С-189.

Это единственный в России сохранившийся раритет от знаменитого самого большого (215 ед.) первого послевоенного проекта.



Строительство такого количества средних лодок было выполнено в рекордный срок с 1950-58 гг. на четырех советских заводах: Ленинграда, Горького, Николаева и Комсомольска-на-Амуре. Каждые пять дней ВМФ получал от судостроительной промышленности по одной подводной лодке, что было значимым показателем высоких возможностей возрожденного после тяжелой войны экономического потенциала страны.

С-189 - детище Балтийского завода, закладывалась весной 1954 года, а уже через год по завершению госиспытаний и подписания приемного акта, вошла в состав Кронштадтской БПЛ КБФ. Ее корабельная судьба, как и у большинства собратьев, охватила более 30 лет подводной службы, связанных не только с боевой подготовкой, но и с походами на боевую службу, испытанием новых образцов оружия на полигоне Ладожского озера.

До 1988 года на ней прошли школу подводного плавания тысячи матросов, старшин и офицеров, которыми в разное время командовали 12 командиров. Первым был капитан 3 ранга Н.А. Мышкин, а последним - капитан 2 ранга С.А. Ведров, поставивший лодку в консервацию. Не стандартно сложился заключительный этап службы этой субмарины!

В конце 90-х гг.автор этих строк после службы в ГШ ВМФ решил посмотреть на места, где начиналась подводная служба в первые послевоенные годы. Бывшая Кронштадтская крепость предстала в плачевном виде. У причалов Купеческой гавани, где когда-то швартовались десятки больших, средних и малых подводных лодок, сиротливо стояли поржавевшие 4 "субмарины" 641 и 613 проекта. Одна из них с солидным креном удерживалась от переворачивания швартовыми концами. И это все, что осталось от некогда мощных подводных сил Балтийского флота. А больше всего удивила, как возмутительный факт, торчащая у другого причала рубка почти затопленной лодки, до боли знакомого мне очертания. Вскоре удалось выяснить, что здесь нашла свой бесславный конец (погрузившись на грунт из-за потери плавучести) ПЛ "С-189", списанная в ОФИ и оказавшаяся беспризорной, зато доступной любителям цветных металлов.

На подъем лодки у ЛенВМБ не было средств, так и ждала она иной участи шесть лет, пока не родилась идея сделать ее "музейной".

Вместе с представителем московского фонда "100-летие Подводных Сил РФ" капитаном 1 ранга А.С. Беспаловым мы решили поискать заинтересованных лиц для такой благой цели. Обратились к руководству Кронштадта с предложением о возможном создании на его территории памятного подводного мемориала, даже место присмотрели для этого. Но первая попытка не увенчалась успехом. Тем не менее, добрая инициатива ветеранов балтийских подводников все же получила поддержку. При благотворительной помощи и личной организаторской деятельности бывшего военного моряка Андрея Анатольевича Артюшина, с помощью начальника технического отдела ЛенВМБ Ю.И. Морозова и специалистов по подъему затонувших судов А.В. Крамаренко и О.С. Салия в конце 2005 г. была проведена операция по подъему "С-189" с грунта. Лодку поставили в док на Канонерский завод, где она и обрела второе рождение, заняв в августе 2007 г.свое нынешнее место. Руководитель проекта по переоборудованию лодки, ныне Председатель Совета музея Андрей Артюшин, несмотря на многие организационные и технические сложности, осуществил с помощью заводских специалистов существенную реконструкцию оборудования, с установкой недостающих и вышедших из строя технических средств и вооружения. Нашелся и командир возрождаемой лодки, ныне гендиректор музея, в лице бывалого подводника капитана 1 ранга запаса Н.В. Чернышева, который с назначенными ему помощниками взял под контроль все проводимые работы.

Идею превращения лодки в плавучий музей, посвященный создателям ПЛ 613 проекта и всем подводникам, осваивавшим и служившим многие годы на таких лодках, поддержал бывший Главнокомандующий ВМФ адмирал В.В. Масорин. С правительством города было согласовано место дислокации ПЛ у плавпричала указанной набережной.



Два с лишним года ушло на восстановление внутреннего оборудования, придания отсекам первоначального обитаемого вида. В это время решалась и задача по реконструкции лодки в плавучий подводный музей.

Последние два года а на лодке отмечался ее корабельный праздник с участием ветеранов -подводников, в т.ч. бывших членов экипажа. И в нынешний заснеженный, но солнечный мартовский день 9 марта, бывшие члены экипажа, ветераны-подводники и приглашенные гости собрались к 12 часам у борта лодки С-189, чтобы отметить 55-летний юбилей подводной лодки. Состоялся небольшой митинг, на котором А. Артюшин огласил приветствие и поздравление с корабельным праздником от президента Союза моряков-подводников Героя Советского Союза адмирала флота В.Н. Чернавина, зачитал поздравительные телеграммы.

Выступившие на митинге бывшие командир подводной лодки М.Х. Пихтелев, сдаточный механик и строитель В.К. Косенков (55 лет назад он спускал после испытаний на ПЛ государственный флаг ) поделились воспоминаниями о былых делах и службе на родной лодке, пожелали ей в новом качестве успехов в патриотическом воспитании молодежи. От Международной ассоциации ветеранов ВМФ с поздравлением выступил вице-адмирал в\о В.А. Порошин.

Затем присутствующие спустились в прочный корпус и осмотрели отсеки лодки, в которых в основном все представлено в "натуральном подводном виде" начиная с практических торпед в первом отсеке, всех систем, оборудований и магистралей, спартанских коечных мест подводников, действующем перископе и кончая обновленных и оборудованных мест в уютной небольшой каюткампании. Здесь состоялось с участием заместителя директора почтовой службы по С-П и Лен.обл. Олега Московского непривычное для нас, гашение красочной почтовой открытки, посвященной 55-й годовщине подводной лодки С-189,с вручением открытки каждому ветерану.

Интервью по планам использования лодки в качестве музея дал представителям трех телеканалов Андрей Артюшин. Планируется компьютерное оснащение лодки-музея с отражением основных действий экипажа и работы механизмов, на дисплее одного компьютера была показана работа дизелей в походе лодки.

О непростой своей службе на подобной тихоокеанской субмарине в качестве штурманского электрика рассказал телевизионщикам контр-адмирал в\о Владимир Монастыршин.

Во время последующего товарищеского обеда А. Артюшин поделился замыслами о работе лодочного музея, в том числе с привлечением ветеранов-подводников. Запланировано анкетирование ветеранов прошедших службу на лодках 613 проекта и создание специальной картотеки по лодкам данного проекта Приглашенные ветераны обещали пополнить экспозицию музея предметами и документами из своих личных архивов. Намечено на 18 марта с.г.официальное открытие музея-лодки, который с 20 марта начнет принимать своих первых посетителей.


Контр-адмирал в отставке Валентин Козлов