| Главная | О КлубеНовости | Ссылки | Киоск | Гостевая | Форум | Разное |

   
       

< назад

     

 

     
 

 

   
 

ПЕРВАЯ КАТАСТРОФА РОССИЙСКОЙ ПОДЛОДКИ "Дельфин"

"Утром 16 июня (29 июня по новому стилю) 1904 года планировалось очередное учебное погружение у стенки Балтийского завода. На лодку прибыли лейтенанты А.Н.Черкасов, М.А.Елагин, поручик М.И.Горазеев и 34 нижних чина. Руководить погружением предстояло Черкасову, который не раз уже замещал командира: Беклемишев уехал по делам в Кронштадт. Из 34 матросов лишь четверо принадлежали к штатной команде «Дельфина», остальные были новичками. После того как команда разошлась по постам, оттолкнулись без хода от стенки метров на 10. Офицеры находились наверху и курили у открытого люка. Отметим, что его полное закрытие требовало не менее полуминуты при усиленной работе двух матросов на приводе. Черкасов отдал команду заполнять балластные цистерны. Иногда и Беклемишев начинал погружение, находясь на палубе, но вскоре спускался в лодку; люк же прикрывали, оставляя щель для стравливания избыточного давления (вентиляция балластных цистерн была выведена в лодку, а кроме того, давление поднимал и насос, разрежающий воздух в носовой «черной» цистерне). В нужный момент крышку люка быстро закрывали. Черкасов упустил из виду, что лодка перегружена и опускается быстрее обычного. Когда он, наконец, последним спускался вниз, вода уже покрывала невысокую надстройку лодки; плавучесть ее была на исходе. Лишь находясь на трапе Черкасов отдал приказание закрывать люк. Спустившись, он на командирской площадке не остался, а сошел зачем-то вниз - в жилую палубу. Эта его последняя ошибка стала роковой. Почти сейчас же в люк потоком хлынула вода, людей, находившихся внизу, охватила паника, а путь наверх оказался открыт. Из лодки успели выскочить трое матросов, в том числе двое находящихся под люком рулевых. Но другие люди в это время вращали рукояти привода, крышка опускалась и четвертого из выскакивавших прижало к комингсу люка. Он погиб, а между крышкой и комингсом оставалась щель около 80 мм, через которую быстро поступала вода... На лодке растерялись не все. Квартирмейстеры Рожнов и Сюткин, поручик Горазеев пытались продуть концевые цистерны. К сожалению, было поздно. Людьми уже никто не управлял. Матросы Савинов и Телов, стоявшие у ручек привода крышки люка, по своей инициативе приподняли ее, а когда тело застрявшего свалилось вниз, быстро закрыли. Поток воды иссяк, в лодке сохранилась воздушная подушка, но высотой не более трети метра. В живых оставались люди стоящие на верхних ярусах аккумуляторов и средней цистерне. В воздух поступали пары топлива: кто-то в суматохе разбил контрольное стекло бортовой бензиновой цистерны. Становилось невозможно дышать. Тогда Савинов и Телов приподняли крышку примерно до половины... Спасшийся последним Н.Г.Телов на следствии рассказывал: «вода тогда совершенно заполнила лодку, и сквозь эту воду я увидел как вверх к выходу из рубки потянулись изнутри судна тени людей». Мужество Савинова и Телова позволило спастись двум офицерам и семи матросам, всего же выплыли 12 человек. Не пожелал спасаться лейтенант Черкасов. С ним погибли еще 24 человека. Комиссия, расследовавшая причины трагедии, нашла их в «совокупности неправильных действий лейтенанта Черкасова». Тройное количество людей на лодке сочли причиной, косвенно способствовавшей увеличению числа жертв. Техническое несовершенство «Дельфина», а также полное отсутствие на нем спасательных средств осталось «за кадром», не стали заводить и судебного дела - думается, все это для того, чтобы не отпугивать людей от недавно начатого перспективного дела."

 И.РАССОЛ "Подводная лодка"Дельфин", изд. «Гангут», Санкт-Петербург, 2000 г

Пять лет назад по инициативе Клуба подводников и Санкт-Петербургского отдела Российского Имперского Союза-Ордена (начальник отдела - Б.Туровский) было отреставрировано братское захоронение моряков-подводников первой русской подводной лодки "Дельфин" на Кадетской дорожке Смоленского кладбища Санкт-Петербурга. Восстановлена надгробная плита с именами 24 нижних чинов и памятник командиру - лейтенанту Анатолию Черкасову. В 105-ю годовщину гибели 25 подводников на братском захороненении "Дельфина" прошла панихида "по воинам, в море погибшим" и открыт информационный стенд "Подводная лодка "Дельфин". Там же, на Смоленском кладбище, были возложены цветы к могиле Ивана Григорьевича БУБНОВА - создателя первой боевой подлодки Российского флота.

 

Репортаж телекомпании 100ТВ >>>

 

Мемориально-исторический стенд, посвященный пл "Дельфин" Открытие стенда Памятная панихида по погибшим подводникам

Курсанты знакомятся с историей пл

Надгробная плита на могиле И.Г. Бубнова, создателя первой боевой пл русского флота

Могила лейтенанта Черкасова

фото Антона ПАНОРИНА 

   
 
   
       

< назад

| Главная | О КлубеНовости | Ссылки | Киоск | Гостевая | Форум | Разное |

   
 

 

   
 

© 2005-2009 Copyright  Санкт-Петербургский Клуб Моряков-подводников

   
   

 

   

© 2005-2009 Copyright Лысенко К.Ю.