Юбилей рекордного погружения АПЛ "Комсомолец"
4 августа - одна из знаменательных дат в истории мирового подводного кораблестроения. В этот день 25 лет назад глубоководная боевая АПЛ российского ВМФ проекта 685 "Комсомолец" (К-278) успешно прошла испытания в районе о.Медвежий в Норвежском море с погружением на предельную проектную глубину.
Из протокола комиссии: "Погружение на предельную глубину для проверки прочности и непроницаемости прочного корпуса, прочных конструкций, торпедных аппаратов, устройств ДУК, ВИПС и других конструкций, также работоспособности валопровода, дейдвудного сальника, оборудования, систем, комплексов вооружения и технических средств было начато 4 августа 1985 года в 7 часов 32 минуты с достижением предельной глубины в 12 часов 43 минуты, с нахождением на этой глубине в течение 51 минуты.
Максимальная глубина погружения, достигнутая подводной лодкой, равна 1020 плюс-минус 10 метров по глубиномеру ГКП.
Глубоководное погружение проводилось на скорости хода ПЛ 8-9 узлов. Прочный корпус, торпедные аппараты, устройства ДУК, ВИПС и другие прочные конструкции выдержали внешнее гидростатическое давление. Поступление забортной воды внутрь прочного корпуса не обнаружено. Обжатие прочного корпуса соответствует расчётным значениям.
Для компенсации отрицательной плавучести, вызванной обжатием прочного корпуса и гидроакустического покрытия в процессе погружения с глубины 50 метров до предельной из уравнительной и уравнительно-дифферентных цистерн было откачано 57,4 тонны воды."
Глубоководное погружение проводилось под руководством председателя комиссии - командующего 1-й флотилией ПЛ вице-адмирала Е.Д.Чернова. Экипажем в составе 56 человек командовал капитан 1 ранга Ю.А.Зеленский. Ещё 18 специалистов на борту представляли промышленность, в их числе в рекордном погружении от ЦКБ МТ "Рубин" участвовали:
Главный конструктор ПЛ Ю.Н.Кормилицин
Зам. главного конструктора ПЛ Д.А.Романов
Начальник отдела прочности Я.В.Федотов
Начальник сектора минно-торпедного оружия В.С.Юшкевич
Инженер схем измерения А.К.Запромётов.
Группу специалистов Производственного объединения "Севмашпредприятие" возглавлял ответственный сдатчик В.М.Чувакин. СПМБ "Малахит" представляли В.А.Сироткин, М.И.Иоффе и С.А.Петров.
Всего в испытаниях приняли участие 80 человек.
Справка. Самая глубоководная АПЛ в мире К-278 (с 31.01.1989 - "Комсомолец"), заводской № 510, построена по проекту 685 (Главный конструктор Н.А.Климов, с 1977 г. - Ю.Н.Кормилицин, ЦКБ МТ "Рубин") на ПО "Севмашпредприятие" (приёмный акт от 28.12.1983 г.). Главные размерения (длина/ширина/осадка), м: 110/12,3/9,5. Водоизмещение (надводное/подводное), м3: 5880/8500. При возвращении с боевой службы в базу 07.04.1989 г. погибла вместе с 42 членами экипажа в Норвежском море в результате пожара в отсеках. Исключена из состава ВМФ 06.06.1990 г.
ЦКБ МТ "Рубин", 2010