Победные залпы командира С-13 капитана 3 ранга А.И.Маринеско

Всенародная известность и слава пришли к Александру Маринеско, командиру С-13 КБФ после его кончины, хотя прожил он всего 50 лет (1913-1963).

С детства он мечтал быть моряком, и после окончания школы юнг и Одесского морского техникума "морячил" в Черноморском пароходстве. В 1933г. стал подводником на КБФ, перед войной - командир ПЛ М-96, с 1943 г. командовал ПЛ С-13.Совершил шесть боевых походов, за успешные боевые действия и потопление нескольких вражеских судов был награжден орденом Ленина и двумя орденами Красного Знамени.

Особое место в боевых делах экипажа ПЛ С-13 и его командира капитана 3 ранга А.И.Маринеско занимает совершенный 65 лет назад подвиг, не имевший себе равных за всю историю Отечественного подводного флота, потопление за один боевой поход двух фашистских лайнеров с большим числом военнослужащих, чинов гитлеровской элиты и подводников.

О нем написано много книг и сотни публикаций, по изложенным в них некоторым авторским заключениям не смолкают до сих пор споры.

К сожалению, значительный боевой успех и лидерство командира по потопленному тоннажу противника, из-за субъективных подходов и идеологической ориентации советского периода, не были по достоинству оценены при жизни Героя. Лишь к 45 годовщине Великой Победы в 1990г. А.И.Маринеско был посмертно удостоен высшей награды Героя Советского Союза.

В свете нынешнего государственного подхода к недопустимости искажения "исторической правды", в первую очередь о Великой отечественной войне, полагаю целесообразным расставить акценты по некоторым позициям относящимся к событию 65-летней давности.

Выдающиеся победы советских вооруженных сил в 1944 году, в результате которых была полностью освобождена временно оккупированная территория Советского Союза и части Красной Армии вошли на территорию Германии, оказали решающее влияние на всю военно-политическую и международную обстановку в Европе и мире.

В истории Великой Отечественной войны и второй мировой войны, 1945 год стал завершающим-победным . Развивая наступление в Восточной Пруссии, наши войска в20-х числах января прорвались на балтийском побережье к Вислинскому заливу и перерезали сухопутные пути отхода германским войскам в центральную Германию. В результате успешно проведенной прибалтийской стратегической операции оказалась прижатыми к морю в Курляндии(Латвия и Литва) несколько германских армий. Противник, используя, военные и гражданские суда, начал оттуда спешную эвакуацию воинских частей и гитлеровских приспешников с семьями окупационной администрации. Для нарушения вражеских коммуникаций в Балтийское море вышли шесть наших боеготовых лодок. К Данцигской бухте направилась ПЛ С-13 под командованием капитана 3 ранга А.И.Маринеско.

Войну Александр Иванович встретил на Балтике командуя малой ПЛ М-96.За успешные боевые действия в 1942 г. был награжден орденом Ленина. В наградном представлении отмечено: "Как боевой командир и отличный военный моряк пользуется авторитетом среди офицеров, экипаж его любит…". На следующий год он назначен командиром новой лодки С-13. В сентябре 1944 г. его принимают в члены ВКП(б). За проявленную настойчивость в четвертом боевом походе и потоплении вражеского транспорта лодочной артиллерией награждают орденом Красного знамени.

Смелый и решительный командир в море, отличался неадекватным поведением на берегу. Перед выходом в свой пятый поход допустил, будучи в нетрезвом состоянии, нарушение установленных правил поведения в иностранном порту (Финляндия ), где временно базировался дивизион лодок. Командующий КБФ имел намерение отстранить его от командования и привлечь к строгой ответственности. Но, по просьбе экипажа и для искупления допущенной вины в боевом походе, А. Маринеско разрешают выход в море.

Начиная с перехода лодки из базы в отведенный район, экипаж почувствовал со стороны противника усиление противолодочной обороны. Только Финский залив был напичкан десятками тысяч разных мин (моряки называли: "суп с клецками"), в центральной части его располагался мощный рубеж, на котором за истекшие годы войны погибли более 20 лодок. Сложной оставалась минная обстановка и в открытой части Балтики. На подходе к району подводники не раз обнаруживали дозорные корабли, удачно уклонялись от их преследования. Недаром, А. Маринеско в бригаде называли "счастливчиком".

С 13 января лодка прибыла в назначенный район, примыкавший к Данцигской бухте и начала поиск судов противника. Согласно боевому распоряжению ей предписывалось уничтожать крупные вражеские корабли и суда проводившие эвакуацию.

Вблизи порта Данциг располагался крупный учебный центр германских подводников ( 900 унтер-офицеров и 600 рядовых),там же формировались экипажи для строящихся лодок.

С наступлением сумерек 30 января акустик обнаружил шумы винтов крупного судна, которые начали удаляться от лодки. Командир в 19ч 34м приказал всплыть в надводное положение, дан ход 12 узлов. Только в 21ч10 мин. обнаружена предполагаемая цель, следующая с затемненными ходовыми огнями. В 21ч 15 мин объявлена "Боевая тревога!", с этого времени началась беспрецедентная торпедная атака по лайнеру "В.Густлов".

Почти два часа длилась погоня за целью идущая скоростью не менее 15 узлов. Механику лодки Я..Коваленко командир приказал "Выжать из дизелей все!" Мотористы заглушив предохранительные клапана добились более 18 узлового хода.

Особенность рискового маневра ПЛ избранного командиром в ходе атаки : пренебрегая скрытностью(невдалеке следовал вражеский миноносец, капитан лайнера в случае обнаружения ПЛ мог вызвать противолодочное прикрытие и авиацию) следовать в надводном положении при высокой скорости. Главное успеть выйти на выгодную позицию использования торпедного оружия! При этом, проявилось командирское мастерство, хотя весь расчет велся по примитивному ручному ночному прицелу. Экипаж действовал четко и слаженно.

В 23ч05 мин лодка легла на боевой курс, ход 6 узл. 23ч08мин, с расстояния 4,5 кб(около 800м) "Аппараты пли!" Три торпеды вышли и поразили цель в левый борт, с мостика наблюдались взрывы, лайнер накренился. Через две минуты "Срочное погружение!" Погрузились на глубину 20м , легли на курс отхода… акустики слышат приближающие шумы военных кораблей. Через 40 минут в районе насчитано семь кораблей, два СКР и ТЩМ начали преследование ПЛ. К 04ч00 мин оторвались от преследования, во время которого на ПЛ сброшено 12 глубинных бомб, лодка повреждений не имела.

Так успешно закончилась эта торпедная атака военного транспорта (25484 брт. Водоизмещением, более 6000 тыс. эвакуированных).

9 февраля в 22ч15мин А.И.Маринеско обнаружил в том же районе шумы двухвинтового большого корабля. Сблизившись с ним, визуально установил, что идет легкий крейсер типа "Эмден"(оказался крупный военный транспорт) в охранении трех миноносцев. В 02ч50мин 10 февраля успешно атаковал цель двумя кормовыми торпедами ( в последствии оказался военный транспорт с 5000 человек, в основном военнослужащих, на борту)

Вывод по боевому походу экипажа С-13 командира дивизиона ПЛ капитана 1 ранга Орла А.Е. ".. Экипаж в походе работал отлично и заслуживает звания Гвардейского.

Командир ПЛ капитан 3 ранга Маринеско за потопление лайнера "В.Гуслов" с большим количеством подводников на борту и потоплении легкого крейсера заслуживает высшей правительственной награды-звания Героя Советского союза…" Комдива подправил командир бригады контр-адмирал Верховский, отметив действия командира, как находчивые и смелые, снизил оценку похода на " хорошо". На наградном листе от 13 марта 1945 г , с ходатайством Орла А. Е. о присвоении А.И.Маринеско звания Героя последовала заключение вышестоящего начальства: "Ходатайствую о награждении орденом "Красноного знамени". Врид командира БПЛ КБФ капитана 1 ранга Курников Л.А.…Комфлота адмирал В.Ф Трибуц утвердил такое решение.

Так был оценен подвиг в тот победный год разными высокими командными личностями. Справедливость восторжествовала только через 40 лет благодаря активному вмешательству в это дело ветеранских организаций и широкому общественному мнению в стране.

С легкой журналистской руки торпедную атаку "В.Густлова." обозвали "Атакой века".

Некоторые "специалисты" приписывают такое определение, чуть ли не английским морякам. Вряд ли, "кичливые бритты", считающие себя морскими законодателями, и хорошо на себе испытавшие, что значит подводная блокада в минувшей войне, сделали бы предпочтение советскому подводнику, так высоко оценив его атаку, о которой идет речь. Историкам и нам подводникам известны более весомые в тактическом плане и результативности атаки иностранных командиров.

Не этично и "присвоение" А.И.Маринеско титула- "Подводник №-1" по отношению к другим заслуженным отечественным командирам лодок.

Прошла в СМИ не проверенная информация об установке в г.Портсмуте (Англия) памятника нашему Герою. Мне удалось узнать через лондонский морской музей, что такого памятника там никогда небывало. Продолжает гулять по разным печатным страницам утверждение об объявлении в Германии траура в связи с гибелью "В.Г", объявлении Маринеско личным врагом фюрера и расстреле командира конвоя…Как показали официальные проверки на высоком уровне, в т.ч и архивные, подтверждения этому нигде не найдено.

За минувшие годы вседозволенности и гласности СМИ из ряда в ряд повторяют к каждому юбилею "Атаки века", эти и другие домыслы, как правило, документально неподтвержденные, а переписанные из иностранных или сомнительных российских источников. Делается это зачастую в угоду излишней популяризации личности А.И.Маринеско (человека скромного и вряд ли довольного потоком славословия в его адрес) и с целью "компромата" в адрес советских военных и других руководителей, незаслуженно уволивших с флота офицера, позднее еще и репрессированного.

На Западе, в первую очередь в Германии, да и некоторыми российскими любителями "жаренного", эпизод потопления якобы беззащитного судна(по некоторым печатным сведениям даже госпитального) с тысячами безвинных беженцев(женщины и дети)преподноситься для раздувания антисоветского и антирусского общественного резонанса. При этом, командир лодки представляется жестоким, бесчеловечным.

После многочисленных публикаций такого толка и попыток их опровержения в других изданиях, позднее появились более достоверные заключения:" …лайнер не госпитальное судно, не транспортный корабль переполненный исключительно беженцами, а подчиненное военно-морскому флоту, вооруженное судно, на борт которого чего только не погрузили…Об атаке его А.Маринеско, автор заключает, что это был своего рода акт возмездия за агрессию Гитлера против Советского Союза "(Г.Грасс, лауреат Нобелевской премии книга "Траектория краба")

Зато уточнилось, вопреки фальсифицированных прежних данных (растиражированных некоторыми российскими авторами книг, в т.ч и из флотской среды), о числе подводников (от 3700 до1300…для 100 или 70 экипажей лодок, со 100 командирами) и безвинных жертв из беженцев (от 5000 до 10000) погибших на торпедированном лайнере.

В местечке Мультенорт (г.Киль, сев.Германия) находится мемориал погибших германских подводников. На одной из бронзовых досок в алфавитном порядке перечислены 390 погибших подводников с торпедированного лайнера. Среди них: всего 8 офицеров, старший в звании капитан-лейтенант. Остальные - унтер-офицеры и рядовые матросы. Всего же на борт лайнера было погружено к вечеру 24 января: 918 офицеров и курсантов подводников 2-й учебной дивизии лодок и 373 женщины из вспомогательной флотской службы. Кроме экипажа 173 моряка, на лайнер приняли 162 раненых. Утром следующего дня поступил приказ принять "беженцев", у которых было специальное письменное разрешение на высоком уровне. К моменту выхода "В.Г." на его борту было примерно 6600 чел. в т.ч. 2 тыс. женщин и до 3 тыс. детей.(данные института военной истории.М.Морозов2005г.).

Торпедная атака ПЛ С-13 военного транспорта, следовавшего под военно-морским флагом, как ныне принято говорить, была легитимной. Тем более, попрание фашистами официально принятых опознавательных знаков на госпитальных судах, машинах и поездах, больницах общеизвестно! Обывательский подход в оценке "негуманных" действий командира в рассматриваемом боевом походе не приемлем.

Опять же, в сравнении с жестокость проявленной "морскими волками Деница" во второй мировой войне.

В заключении приведу оценку события и личности А.И.Маринеско словами бывшего наркома ВМФ Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова.(журнал "Нева"№7-1968г) Мне, представляется они наиболее объективны и справедливы в настоящее время.

"Изумительный подвиг А.Маринеско в то время не был оценен по заслугам, успехи Красной Армии в 1945 г следовали один за другим. Победные залпы в Москве гремели все чаще и чаще. Этот грохот заглушил взрывы торпед, пустивших на дно фашистский лайнер. В сложной и беспокойной натуре командира С-13, высокий героизм, отчаянная храбрость уживались с множеством недостатков и слабостей. Сегодня он мог совершить героический подвиг, завтра опоздать на свой корабль, готовящийся к выходу на боевое задание, или каким-либо другим образом нарушить военную дисциплину.

К многочисленным серьезным проступкам А. Маринеско на службе и в быту я, как адмирал, отношусь определенно-отрицательно. Но зная его смелость, решительность и умение добиваться крупных боевых успехов, я готов многое простить ему и воздать должное за его заслуги перед Родиной… Настала пора по достоинству оценить подвиг А.И.Маринеско. Мы должны, пусть с опозданием, прямо заявить, что в борьбе за Родину он проявил себя настоящим Героем".



Контр-адмирал Валентин Козлов,
Член Союзов журналистов и писателей РФ, Ассоциации морской прессы Санкт-Петербурга


В свою очередь, в стороне от юбилея героя не оставлся в стороне и Юрий Морозов, бывший ответственный секретарь ленинградского "Комитета в защиту Маринеско":




Санкт-Петербургский Клуб моряков-подводников, 2010