- В 2004 году ушел из жизни последний из
офицеров, участвовавших в боевом январском походе 1945 года, штурман
подлодки «С-13» капитан II ранга Николай Яковлевич Редкобородов. Вот
как он отзывался о своем командире: - Александр Иванович был умным,
высокообразованным человеком, исключительной грамотности
моряком-подводником, гордым и в то же время простым, добрым, доступным
человеком. Честь и совесть никогда не покидали его. Храбрость,
трезвость и расчетливость всегда сопутствовали ему в море. В этом
причина любви к нему экипажа подлодки, да и вообще всех честных,
порядочных людей, знавших его. С 1951 по 1957 год мне посчастливилось
служить на подводной лодке «С-13». В ноябре - декабре 1953 года, уже
будучи офицером запаса, Александр Иванович Маринеско выходил с нами в
Балтийское море в качестве дублера командира корабля. Как-то мне
довелось в непринужденной обстановке беседовать с героем-подводником.
Он вспоминал о сложностях форсирования минных полей, о сплоченности и
высокой выучке экипажа. В конце разговора сказал:
- - Мне бы сейчас новую подводную лодку - и в
Атлантический океан...
- Его никогда не покидала юношеская мечта
стать капитаном дальнего плавания.
- ...В Одесском морском техникуме на
учебно-тренировочном парусном судне «Товарищ» у Саши Маринеско
вырабатывался и закалялся еще более волевой характер. В штормовую
погоду начальник вахты приказывает: «Поднять всех наверх!» Он первым
врывается в кубрик, не трогает укачавшихся, сдергивает с других одеяла
и за ноги вытаскивает их из нагретых коек. Через несколько минут вся
вахта уже на реях и крепит паруса по-штормовому. В другое время на
паруснике шла обычная тренировка. Одна из девушек застряла "при
подъеме по вантам ни вверх ни вниз все ее усилия только ухудшали
положение. На палубе все захохотали. Саша Маринеско не смеялся. Он
сорвался с места, быстро вскарабкался на мачту и вытянул девушку на
площадку. Хохот прекратился. Чувство товарищества у Саши было
чрезвычайно развито.
- Окончив техникум, Маринеско был назначен
третьим помощником на корабль «Красный флот». Вот как передает
писатель Александр Крон воспоминания Маринеско: «Недели две капитан
внимательно ко мне присматривался, а затем полностью доверился мне и
во время ходовой вахты почти не заглядывал на мостик. Через два
месяца я был уже вторым помощником и на этой должности порядочно
хлебнул горя. Шли форсированные перевозки зерна из Николаева Херсона в
порты Закавказья. Чтобы перевыполнить план, судно излишне перегружали.
Однажды разыгрался шторм баллов на восемь - повреждений было много,
волнами снесло шлюпку и парадный трап. Так «дочалали» мы до Батуми и
только когда вскрыли трюмы узнали, что нас спасло подмоченное и
разбухшее зерно, оно забило пробоину прекратило поступление забортной
воды. Однако и на этой «коробочке» второй помощник капитана сумел
отличиться. Стоя на вахте в районе Скадовска, он заметил на горизонте
маленькую точку, доложил капитану пароход изменил курс и подошел на
помощь терпящему бедствие торпедному катеру на котором шло из
Севастополя высокое начальство Маринеско получил благодарность от
командующего Черноморским флотом и первую в своей жизни премию от
пароходства - месячный оклад. Ветеран-подводник Иванов, пришедший
вместе с Маринеско на лодку "Щ-З06" вспоминает - В 1935 году я был
дублером минера, а Саша дублером штурмана. Ходили вместе в длительный,
автономный поход. Сорок шесть суток для «щуки» - это очень много. В
таких походах человек раскрывается полностью. Саша был настоящий моряк
службу нес безупречно. Видно было, что он готовит себя к
самостоятельному управлению кораблем. Спустя несколько месяцев он
отлично изучил не только свою боевую часть, но и всю лодку. Веселый
жизнерадостный команда его сразу полюбила.
- Ходит немало пересудов по поводу пристрастия
Маринеско к алкоголю. Да, он любил застолье, но знал меру, старался
веселить компанию, пел русские и украинские песни, пел хорошо с
чувством Но он вполне обходился и без чарки, особенно в напряженных
ситуациях. Обладая могучим здоровьем, был полон энергии.
- По окончании высших офицерских спецкурсов он
получил звание старшего лейтенанта и право самостоятельного управления
кораблем. В 1938 году Маринеско назначают помощником командира на
подлодку «Л-1», а в ноябре того же года он стал командиром «малютки» -
«М-96», ему было только двадцать пять лет. Уже через год командир
дивизиона «малюток» на Балтике, капитан 3 ранга Юнаков, аттестуя
Маринеско, писал: «По деловым и политическим качествам должности
командира п/л типа «М» соответствует. Достоин присвоения воинского
звания капитан-лейтенант в очередном порядке в 1940 году. В военное
время целесообразно использовать командиром п/л типа "М"».
- Все лето и осень 1940 гада «М-36» занималась
боевой подготовкой и одновременно несла дозорную службу на меридиане
Таллина. Задачи постоянно усложнялись. «М-96» выполняла текущие и
призовые торпедные стрельбы на «отлично» и заняла в бригаде подлодок
первое место. Успехи экипажа были настолько высокими, что командующий
флотом издал приказ о награждении командира Маринеско именными
золотыми часами, а члены экипажа получили денежную премию.
- Накануне войны Александр Иванович получил от
командира дивизиона следующую годовую аттестацию:
- «Повседневно связан с партийной и
комсомольской организациями.
Правильно нацеливает личный состав на выполнение задач боевой
подготовки, в общественной работе активен. Обладает хорошими волевыми
качествами: энергичный, решительный и смелый, сообразителен и
находчив. В море не укачивается, умеет быстро ориентироваться и
принимать правильные решения в простой и сложной обстановке. Способен
пренебрегать личными интересами для пользы, службы. Во
взаимоотношениях с начальниками, подчиненными и сослуживцами тактичен
и выдержан. Заботится о подчиненных. Боевая и политическая подготовка
личного состава хорошая. Корабль находится в высокой боевой готовности
(1-я линия). В кам-панию 1940 года подлодка заняла 1-е место по КБФ.
Является первым заместителем командира дивизиона подводных лодок.
Выводы: Должности командира п/л соответствует. Достоин назначения на
п/л типа «С». После кампании 1941 года может быть назначен
комдивизиона п/л типа «М» XII серии».
- Итак, война. Капитан-лейтенант Маринеско -
командир боевого корабля 1-й линии. Вот воспоминания Александра
Ивановича в записи уже упоминавшегося нами писателя Александра Крона:
«Нет ничего мучительнее, чем хождене по минному полю. Мина не выдает
себя ничем, можно только догадываться об их расположении, опираясь
на собственное чутье и рассказы товарищей. Попал на минное поле —
ползи. Иди, не виляя, самым малым. При касании бортом о минреп - не
шарахаться, а осторожно отрабатывать назад. Тихонько, чтоб минреп не
сорвался, отводить корму. Он натягивается, как струна, но должен
соскользнуть мягко. Нервы при этом надо держать в кулаке. Очень
хочется поскорее убраться с опасного места — нельзя. Слышишь скрежет
натянувшегося троса, его слышат все, и надо, чтобы команда знала, что
у командира рука, лежащая на машинном телеграфе, не дрогнет, он не
поддастся панике».
- В ноябре 1942 года Маринеско присвоили
воинское звание капитана 3 ранга, а в апреле 1943-го его назначают
командиром подлодки.«С-13».
- Зa «Атаку века», в результате которой пошел
ко дну знаменитый корабль фашистов «Вильгельм Густлоф», экипаж
подводной лодки был представлен к гвардейскому званию, а командир - к
званию Героя Советского Союза. - Радости не было предела, -
рассказывал бывший гидроакустик Иван Шнаицев. - Особенно ликовали мы
по поводу Александра Ивановича, нашего бати, как мы его любовно звали
между собой. Знали мы, что у него часто случались размолвки с
начальством, а ведь он для нас был душа-человек. Таких, как он, -
строгих, но и внимательных, справедливых, честных перед собой и
другими, поискать.
- Выдающиеся способности и командирское
мастерство Маринеско были оценены и добросовестно изложены в тексте
представления его к званию Героя Советского Союза. Привожу его почти
дословно: «Капитан III ранга А.И. Маринеско находится на должности
командира п/л с 1939 года. С начала Великой Отечественной войны
участвует в боевых походах. В 1941 году командует п/л «М-96», совершил
два боевых похода в Финском и Рижском заливах, во время которых
действовал мужественно и решительно, выполняя задания командования по
борьбе с немецко-фашистскими захватчиками на море. В 1942 году капитан
III ранга Маринеско действовал в Финском заливе и за время боевого
похода утопил транспорт противника водоизмещением 7000 тонн, за что
был награжден орденом Ленина. В этом же году капитан III ранга
Маринеско выполнял задание по высадке разведчиков в глубоком тылу
противника.
- В 1944 году, будучи командиром п/л
«С-13», капитан III ранга Маринеско совершил боевой поход с задачей
прикрытия флангов армии, очищающий остров Эзель от немецко-фашистских
захватчиков. Присутствие п/л «С-13» в этом районе заставило немецкое
командование отказаться от посылки к острову Эзель крупных надводных
сил для поддержки своих войск на суше. Через несколько дней, перейдя
на южные коммуникации противника, капитан III ранга Маринеско
преследовал и утопил артиллерией в непосредственной близости от базы
флота противника один транспорт водоизмещением 5000 тонн, за что был
награжден орденом Красного Знамени.
- В 1945 п/л «С-13» вышла на выполнении
боевого задания в южную часть Балтийского моря и благодаря умелым и
решительным действиям командира п/л капитана III ранга Маринеско
добилась выдающихся успехов в борьбе с немецкими захватчиками.
- 30 января 1945 года, находясь на
подходах к Данцигской бухте, командир п/л «С-13» обнаружил,
преследовал и потопил тремя торпедами шедший из Данцига немецкий
лайнер «Вильгельм Густлоф» водоизмещением 25 484 тонны. В момент
потопления на борту лайнера находилось свыше 8000 человек, из которых
3700 человек обученных специалистов подводников, которые следовали к
месту назначения для использования в предстоящих операциях немецкого
подводного флота (сведения о потоплении лайнера «Вильгельм Густлоф»
подтверждаются шведскими газетами и радиостанциями). Спасти удалось
только 988 человек. Потоплением лайнера нанесен непоправимый удар по
подводному флоту фашистской Германии, т.к. при потоплении погибло
такое количество подводников, которого было бы достаточно для
укомплектования 70 подводных лодок.
- Этим ударом «С-13» под командованием
капитана III ранга Мари-неско сорвала планы фашистских захватчиков на
море. '
- Продолжая действовать на коммуникациях,
противника, командир п/л «С-1З» 9 февраля 1945 года ночью обнаружил
немецкий крейсер типа «Эмден», шедший в охранении нескольких эсминцев.
Несмотря на сильное охранение, капитан III ранга Маринеско, умело
маневрируя, в течение 4,5 часа настойчиво преследовал противника и
добился победы. Обе выпущенные торпеды попали в крейсер.
- За время Великой Отечественной войны,
плавая в должности командира п/л, кап. III
ранга Маринеско утопил: 1 крейсер, 1 лайнер водоизмещением 25 484
тонны и 2 транспорта общим водоизмещением 12 000. Кроме того, выполнил
задание по высадке разведывательно-диверсионной партии в тылу врага,
по прикрытию фланга наступающей Красной армии. За отличное выполнение
боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими
захватчиками, за отвагу и мужество, проявленные при уничтожении
транспортов и немецкого крейсера типа «Эмден», за потопление 3700
специалистов-подводников командир «С-13» кап. III
ранга Маринеско достоин высшей правительственной награды - присвоения
звания Героя Советского Союза.
- Командир 1-го дивизиона ПЛ БПЛ КБФ Кап. I
ранга А. Орел
- 20 февраля 1945 года».
-
- Подлинник этого документа находится в
Центральном военно-морском архиве.
- В конце войны амбициозная, кляузная
аттестация исполняющего обязанности комбрига капитана 1 ранга
Курникова Л. А. лишила Маринеско заслуженной награды, а членам экипажа
снизили их на одну ступень.
- В мае 1945 года капитан 1 ранга Орел был
откомондирован в комиссию по разделу трофейного флота, поэтому он не
мог отстоять свое представление на маринеско. В августе Курников
получает звание контр-адмирала и назначается командиром бригады. Он
стал судьей для Маринеско. Оставалось только ждать, как поведет себя
Александр Иванович в борьбе с несправедливостью.
- К сожалению он был вынужден просить наркома
ВМФ Кузнецова о демобилизации, после снижения в должности и звании до
старшего лейтенанта. Это и было началом трагедии Маринеско. В
1946—1948 годах он плавал на торговых судах старпомом. Неожиданно
обострилась болезнь правого глаза, общее состояние ухудшилось, и
однажды в ночную вахту он потерял сознание. Необходимо было срочно
начинать лечение. Ушел на берег. Смольнинский райком предложил работу
в Институте переливания крови.
- По сфабрикованному делу Маринеско осудили
на три года лишения свободы. В 1950 году он оказался в тюрьме.
Освободили его досрочно - 10 октября 1951
года, судимость сняли, восстановили членство в КПСС.
- Маринеско снова начинает жить полнокровной
жизнью. Устраивается работать на ленинградский завод «Мезон». Трудится
добросовестно, с полной отдачей сил. Имел благодарности, его фото было
на заводской Доске почета. В 1953 году родилась дочь Татьяна. Александр
Иванович - хороший воспитатель и отличный семьянин.
- В 1960 году, согласно приказу министра
обороны Родиона Яковлевича Малиновского, пункты приказов НК ВМФ №01979
от 14.09.1945 года о понижении в воинском звании и отстранении от
должности командира подлодки «С-13», а также об увольнении в запас в
должности командира «ТЩ-34» были отменены.
- Слухи о подвиге подводника Маринеско
распространились по всей стране. Первая его встреча с ветеранами в
Кронштадте в 1959 году показала, с какой
любовью и уважением относятся к нему моряки. Но здоровье Александра
Ивановича было подорвано. Он тяжело заболел и после двух сложных
операций в ноябре 1963 года скончался.
- После смерти Маринеско пошли тысячи писем в
Верховный Совет СССР с ходатайством о присвоении ему заслуженного
высшего воинского звания.
-
- В канун 45-летия Великой Победы Указом
Президента СССР 5 мая 1990 года было посмертно присвоено звание Героя
Советского Союза капитану III ранга
Александру Ивановичу Маринеско.
- Память о герое живет в наше время и
останется потомкам как пример борьбы добра со злом!