| Главная | О КлубеНовости | Гостевая | Ссылки | Киоск | Разное

   
       

< назад

Главная > Разное >> Рассказы бывалых >>> Проба пера

   

 

     
       
 

Проба пера

   
       
 

Игорь Колесников

   
   
 
    Не думаю, что мои письменные воспоминания о службе на подводном флоте России претендуют на то, что бы называться литературными произведениями, к тому же по русскому языку в школе у меня была твердая тройка. Тем не менее, спустя годы, очень хочу поделиться колоритными впечатлениями о подводной службе, о подводной культуре, о замечательных людях, которые окружали меня.
   
       

 

     
 

ТЕЛЕГРАММА

         -Слушай, Камил!- ты скоро поедешь домой в свой родной Узбекистан, - произнес командир подводной лодки.. После этих слов он немного задумался,- в воздухе  запахло авантюрой.

         Не смотря на юный возраст матроса и то, что до дома ему всего-то чуть меньше пяти тысяч километров, командир принял решение отправить старшего трюмного пятого отсека старшего матроса  Нуратдинова Камилджона Шариповича (Камила) в отпуск к родителям.

         Матрос Нуратдинов прослужил уже два года, и, после определенного матросского ритуала, он был посвящен в подгодки, а это у матросов на подводных лодках уже что-то. Пусть он плохо разговаривал по-русски, зато электрокомпрессор в трюме пятого отсека работал бесперебойно, баллоны воздуха высокого давления получали свою порцию сжатого воздуха, а потому верный кулак командира БЧ-5 к нему до сегодняшнего дня не прикасался. Камилу после слов командира трудно было понять, что же от него требует командир. Из всего небогатого лексикона матроса-подводника он знал немного слов и понимал их значение.

         Ну, например,  п т ю х а . Это особое блюдо на завтрак, которое приготавливают сами матросы из продуктов, которые им подавались на завтрак (творог, сливочное масло, яйцо, печенье, сгущенное молоко ну, и конечно же, хлеб). Все перечисленное очень быстро перемешивалось и измельчалось до получения почти однородной массы , затем намазывалось на хлеб и съедалось вместе с чаем. Пиком кулинарного мастерства матроса являлось то обстоятельство, что приготовленная смесь помещалась в горбушку из которой предварительно изымалась вся хлебная мякоть. Сами понимаете, - горбушка доставалась далеко не всем. Может кому-то эта птюха покажется верхом маразма, а я думаю, что это часть отечественной морской подводной культуры.

         Было еще несколько слов, которые понимал Камил, но, во-первых почти все они были матом, а во вторых слово о т п у с к  к ним не принадлежало и Камил стоял посреди каюты командира в растерянности. Но к одному матрос Нуратдинов был готов- выполнить приказ командира, каким бы тяжелым он не был. Да и потом, стоит сказать слово «отпуск» своим одногодкам, и они тут же расскажут его значение. Мало того, научат что нужно делать.

         После общения с сослуживцами, Камил понял, что все не так плохо, как ему казалось. Нужно было всего лишь собрать вещи и поехать к родителям в родной кишлак, расположенный неподалеку от Хорезма. Вот и все. Смущали два обстоятельства. Первое- это дорога домой и все, что с ней связано. Второе- какая-то телеграмма, о которой говорил командир и которую приказано прислать в часть по приезду домой.

         Результат успешного прибытия матроса Нуратдинова  стал известен через несколько дней после убытия его из части. В штаб бригады, а именно туда изначально поступала вся входящая корреспонденция, пришла лаконичная телеграмма на имя командира подводной лодки оригинального содержания.

         Мне сложно представить, а тем более описать те чувства, которые испытывал матрос, когда писал телеграмму. То, что в ней было написано, безусловно, достойно внимания:

 

ПОЛЯРНЫЙ МУРМАНСКОЙ  В/ЧАСТЬ 63955

КОМАНДИРУ

 ДОЕХАЛ ХОРОШО ЦЕЛУЮ ВАШ КАМИЛ

 

         В ту ночь «срочная» часть экипажа долго не могла заснуть после отбоя, все обсуждали героический подвиг матроса, т.к. текст телеграммы зачитали перед строем экипажа на одном из построений. Поступок матроса был преподнесен как образец исполнения воинского долга.

         В конце хотелось бы поведать о подробностях. Один из немногих в родном кишлаке Камила, кто мог справиться с проблемой под названием «телеграмма», был старейшина. Так вот, вместе с Камилом этот старейшина на ишаках добрался до районного центра, откуда  и была отправлена эта телеграмма.

         Велик, могуч и един, на самом деле, был многонациональный народ СССР. А кто в этом тогда сомневался ?

ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЕЖИ.

         Шел второй месяц надводного перехода из Севастополя в пункт постоянной дислокации- город Полярный. План на переход выполнялся, все шло в штатном режиме, кому положено два раза в сутки несли свои вахты. А вот между вахтами проводились различные мероприятия, в том числе и политзанятия, от них деваться было некуда, тем более на подводной лодке. Одним из элементов политзанятий являлось конспектирование первоисточников классиков марксизма-ленинизма.

         Как показало время, ответственнее всего к этому важному мероприятию отнесся командир пятого отсека старшина 1 статьи Виорел  Ботнару (где фамилия, где отчество?). Получив задание законспектировать работу В.И. Ленина «Задачи союзов молодежи» Виорел сделал это настолько кропотливо и пунктуально, что его тетрадь с этим конспектом долго служила приложением исторического журнала корабля. Представьте себе обыкновенную 18-листовую ученическую тетрадь, в которой слово в слово была переписана работа нашего бывшего вождя. Мало того последние слова законспектированной работы совпали с последней строкой в тетради. Ну как? Разве можно было победить такой флот? Ответ очевиден и однозначен.  НЕТ!!!

БАНОЧНЫЕ УЧЕНИЯ.

         Откуда что бралось в то время в нашем государстве? Сейчас, спустя годы захватывает дух от одной только мысли, что командовал большой океанской дизель-электрической подводной лодкой 33- летний офицер, из 14 штатных мичманов на лодке служили четверо или пятеро, а вместо остальных матросы-полторашники (прослужившие полтора года),  из офицеров только старпому, заместителю и механику чуть больше тридцати, остальные же- лейтенанты, недавно или только что окончившие свои училища. Но это было и вовсе не мешало поддержанию постоянной боевой готовности, в данном случае подводной лодки. Не мешало без потерь пройти все этапы ходовых и государственных испытаний, отработать полный курс боевой подготовки, а затем, в течение длительного времени тянуть план боевой подготовки за всю черноморскую бригаду подводных лодок, а это- «через день на ремень».   

         Мероприятия по приему подводной лодки от промышленности, и, как их итог-  проведение ходовых и государственных испытаний, а также  переход лодки в пункт постоянной дислокации среди подводников называется новостройкой. И меня не минула чаша сия, о чем  я не сожалею и вспоминаю об этом с благодарностью и гордостью до сих пор. Новостройка для любого подводника очень полезна в профессиональном плане. Начиная с того, что он имеет возможность изучить устройство подводной лодки когда она еще достраивается на территории завода, что для подводника очень важно, и, заканчивая, естественно своей материальной частью, т.к. рядом постоянно находятся представители заводов-изготовителей комплексов, станций, пультов управления, газоанализаторов, всего того, чем заполнена внутри подводная лодка. Представители в большинстве своем всегда расскажут и ответят на вопросы, а вопросов естественно бывает очень много. Мероприятия ходовых и государственных испытаний проводились естественно в море. Отрицательным моментом во время таких выходов в море был тот факт, что  на борту во время испытаний кроме штатного личного состава находились рабочие с завода-изготовителя (сдаточная команда), представители военной приемки и другие необходимые в данных мероприятиях люди. В итоге, кроме штатного экипажа, на борту во время испытаний находилось почти в два раза больше людей. Я не буду говорить о количестве дыхательных аппаратов и спасательного снаряжения на борту и про то, как приходилось принимать пищу, а также где и как мы отдыхали в редкие положенные для этого моменты. Об этом мало кто задумывался, у каждого была своя задача и желание как можно быстрее её выполнить. Как всегда, торопили со сроками чтобы отрапортовать об очередной победе.

***

         Так с чего все начинается? Как дом начинается с фундамента, так и экипаж, вернее слаженность действий экипажа начинается с «баночных учений». Возможно, переводчики в ЦРУ быстро поймут слово «учения», но вот как быть со словом «баночные»? Оказывается все очень просто. В казарме, на центральный проход выносятся баночки (банальные армейские табуретки), причем выстраиваются они в порядке расположения отсеков на подводной лодке. Каждый член экипажа достает из кармана очень важный документ, который называется «Книжка боевой номер», открывает эту книжку на нужной странице и …

         То, что начинается потом, непосвященному в дела подводников человеку, понять сложно и, если реально посмотреть на вещи, выглядит это если не смешно, то по крайней мере забавно. В каждой профессии есть свои секреты и нюансы, которые обычно не видны постороннему взгляду. Не важно, балет ли это или подводная служба.

         В общем, по команде старшего, как правило, это старший помощник командира подводной лодки, все по очереди начинают производить доклады согласно тех самых маленьких книжек, которые в служебное время подводники обычно держат при себе. Такие баночные учения проводятся по различным вводным, ну, например всплытие подводной лодки, или действия экипажа при поступлении воды внутрь прочного корпуса.

          Интервал времени, в течение которого необходимо выполнить некоторые необходимые действия иногда не превышает нескольких минут. Можете себе представить, что будет если каждый на боевом посту будет вспоминать, что же ему необходимо сказать в банан (так на флоте называют микрофон). Вот для этого необходимы баночные учения в казарме. При действиях экипажа подводной лодки по любой вводной очень важна быстрота докладов. Лучше не придумаешь, все гениальное просто. Интересно, а как это происходит у англичан или, к примеру, у американцев. Я думаю, что намного скучнее, чем у нас.  

         Ко всему сказанному могу добавить одну интересную подробность. Подводникам на поход выдается разовое белье светло синего цвета, в том числе и трусы. Так, вот, в этих трусах сзади есть карман. Как вы думаете для чего этот карман?  Конечно для «Книжки боевой номер». 

         Система боевой подготовки у подводников была. Она была основана на опыте предыдущих поколений подводников, как бы  парадоксально и нелепо она не выглядела со стороны.

«ХРОНОЛОГИЯ ОДНОГО СОБЫТИЯ»

         Ч+0.00    Доклад начальника медицинской службы подводной лодки: «Товарищ командир,  командир БЧ-3 жалуется на острую зубную боль, необходимо удаление больного зуба».

           Ч+0.15      Вызван дежурный баркас для доставки командира БЧ-3 и начальника медицинской службы на госпитальное судно.

           Ч+0.50      Прибыл дежурный баркас.

           Ч+1.15      От правого борта отошел баркас.

           Ч+1.25       Баркас вместо госпитального судна взял курс на плавбазу.

           Ч+3.30      Вызов командира подводной лодки на связь по ЗАС. «Товарищ командир, с Вами говорит командир эскадры. Заберите отсюда Вашего минера и доктора, они выпили спирта больше, чем Ваш бортовой номер».

           Ч+3.40     Вызван баркас.

           Ч+4.30     На подводную лодку доставлены начальник медицинской службы и командир БЧ-3. Состояние плачевное. Зато зубы не болят.

Примечания:                                                                                                           

1.      Лодка находилась на бакштовах, пополняла запасы в 52-й точке (Средиземное море).

2.      На плавбазе находились очень хорошие знакомые и сокурсники доктора, а также … штаб средиземноморской эскадры.

3.      Бортовой номер подводной лодки- 594.

4.      Лодка на этот момент находилась в центральном подчинении (Главный штаб ВМФ).

ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ.

         Я не открою секрет, если скажу, что после всяких флотских учебных заведений, начиная от простой «учебки» и заканчивая высшими учебными заведениями, человека, вновь прибывшего на корабль вообще, и на подводную лодку в частности, приходится обучать заново. Получалось так, что боевая учеба фактически начинается заново с момента прибытия на корабль. Лучше всего боевой подготовкой и боевой учебой, естественно, заниматься в море. Поэтому основной принцип службы на флоте был таков: «Любовь к морю (а значит и профессионализм) прививается путем создания невыносимых условий на берегу». Как бы там не было, в море лодки ходили, и ходили часто, соответственно и море было нами любимо. Но, об этой любви, мы никому не говорили. Об этом говорила только лаконичная фраза в характеристиках. Было такое правило, прямо так и писали в характеристиках одним предложением: «Море любит».  Придя на действующий флот, я сразу обнаружил, что  знаю совсем немного из того, что мне неплохо было бы знать. Ну, например принцип работы клапана аварийного продувания (на нем остановлюсь чуть позже). Зато я четко представлял себе, что такое преобразование Фурье-Меллина, или скажем, что такое интервал дискретизации по Котельникову. Сущность эффекта Доплера мне тоже была знакома будто с рождения. В общем, проблема была и видимо осталась до сих пор.

         Что же с клапаном аварийного продувания? Ничего особенного. Просто он конструктивно находился в рубке акустика, а когда лодка всплывает из перископного положения в надводное, то через него проходит воздух высокого давления и, как следствие,-очень громкий и специфический звук, напоминающий смесь звуков взлетающего самолета, частый стук увесистой кувалды и вой давно некормленого пса. Так вот, сразу после первого в моей жизни всплытия в надводное положение, зашедший в рубку акустика командир какое-то время не мог меня обнаружить, т.к. я на всякий случай очень низко наклонился и, состояние у меня было, мягко сказать подавленное. Смех да и только. Ну и ладно, лиха беда начала.

877.

         Эти  цифры дороги мне и значат для меня многое, да и не только для меня, естественно. Я благодарен судьбе за то, что узнал значение этих трех цифр, узнал моряков-подводников, с которыми я вместе служил, делил с ними успехи и неудачи, вахты, бессонные ночи, боевые службы, торпедные стрельбы. Да мало ли что ещё!

         Интересно, а известно ли американцам, что за подводными лодками US NAVY бдительно следили маленькие по сравнению с ними подводные лодки «ВАРШАВЯНКИ».  И при том  скрытно. И не просто так, а порой по нескольку часов. А это значит, что на несколько часов миллионы долларов, затраченные на постройку подводных лодок и прочие сопутствующие расходы превращались в абсолютный ноль, в ничто.

         Надо отдать должное разработчикам подводных лодок проекта 877. Я помню, какими глазами смотрели на эти корабли подводники, которые служили на подводных лодках предыдущих проектов. Обтекаемые формы корпуса, минимальная шумность, экономичность, надежность и отличная управляемость в подводном положении, -вот малая часть достоинств данного проекта. Кроме того, была повышена комфортность и улучшены эргономические показатели.  Да и, честно говоря, запаха соляра стало значительно меньше.

         Для лодок данного проекта впервые были выпущены гребные винты из композитного вибродемпфирующего материала и имели специфичную саблеобразную конфигурацию. Это очень важный момент, т.к.  эти конструктивно-технологические мероприятия уменьшили вероятность возникновения кавитации (образования лопающихся пузырьков) на внутренних частях лопастей винтов, а следовательно понизилась шумность и повысилась скрытность подводной лодки.

         Появление лодок данного проекта было объективной необходимостью. «Рубин», на мой взгляд, справился с реализацией этой задачи на «отлично» и подарил миру шедевр подводного кораблестроения- большую океанскую дизель-электрическую подводную лодку проекта 877. К сожалению, многие из этих шедевров сейчас стоят у причала в бездействии.

         Кому-то, по-видимому, это было нужно. Очень не хочется верить в то, что настало время безынициативных и безразличных к вопросам обороны страны людей, у которых  хватает ума только на то, чтобы отдать под суд заслуженного адмирала, вырастившего и воспитавшего  не одну сотню офицеров-подводников,  не говоря уже о пройденных им милях и походах!    

ФАРА.

        -Фара, вставай, готовность объявили, заступай на вахту,- сказал минер и задумался,- лодка погружалась, а его не разбудили, странно.

         -Что он ищет? Канадку  с ватными штанами? Ну, я ему сейчас устрою!

         Не поленился минер, прошел два отсека, предупредив всех о предстоящем шоу Бенни Хила. И, действительно, спустя некоторое время в центральный пост поднялся помощник командира, добросовестно одетый по-зимнему. Штурман, естественно, не стал рассказывать про то, что подводная лодка находятся на глубине 120 метров, а у Фары мозгов посмотреть на глубиномер не хватило. Ну и все, вахта принята, пора докладывать командиру.

         -Товарищ командир, вахтенный офицер Мишин вахту принял исправно, прошу разрешения заступить.

         -Заступить,- командир посмотрел на своего помощника,- что же будет дальше?

         Фара потихоньку начал перебирать балясины и делал это до тех пор, пока его шапка-ушанка не уперлась в верхний рубочный люк. Он попробовал дернуть кремальеру. Куда там, с обратной стороны люка на каждый квадратный сантиметр давили  12 килограмм. Ничего не поняв, он спустился назад в центральный пост.

        - Что, на герметичность проверяемся, почему задраен люк?- вопрос Фары не застал никого врасплох, все старательно не показывали вида и ждали результата. Из-под шапки-ушанки вахтенного офицера стекали капли пота. Стрелка глубиномера, находившегося   в полуметре от головы помощника, замерла на отметке 120.

         Среди абсолютной тишины раздается получасовой доклад из 6-го отсека:

       - Центральный, шестому, шестой осмотрен, замечаний нет, глубина 120 метров.

         Ради таких моментов стоит жить. 

 

 

   
 
 

 

 

   
       
       
       

< назад

| Главная | О КлубеНовости | Гостевая | Ссылки | Киоск | Разное

   
 

 

   
 

© 2005 Copyright  Санкт-Петербургский Клуб Моряков-подводников