Тайфун




Добрый день!
Завершена работа над очередными изданиями альманаха "Тайфун".
-- "Тайфун" (серийный номер 53)
-- "Тайфун" (серийный номер 54)
Прилагаю содержание (краткий вариант и полный, с аннотацией). Надеюсь, издания заинтересуют и будут полезными. Имеются в наличии выпуски 51, 52 и спецвыпуск "116-я бригада речных кораблей ЧФ" и другие издания.
***Краткое содержание***
"Тайфун 53"
А.А.Уляшев. Некоторые сведения из истории создания корвета пр.20380 (с. 2) Н.В.Гриневич. МРК на автоматически управляемых подводных крыльях пр.1240 "Ураган" (с. 8) В.Е.Кузьмичёв. МРК-5 глазами командира (с. 16) В.М.Моисеев. К-43 пр.06709 в ВМС Индии (с. 20) Г.И.Гавриленко. Соединение ПЛ в Кронштадте в послевоенный период (1945-1967) (с. 27) С.А.Слугин. Лишняя дивизия (с. 35) В.И.Аликов. Призовая стрельба К-244 пр.671РТМ (с. 39) В.Р.Фролов. Выпуск Военно-Морской Академии им. Н.Г.Кузнецова 2007 года (с. 47)
"Тайфун 54"
Судно контроля и измерения физических полей пр.1806 (18061) (с. 2 ) В.В.Осинцев. 474-й дивизион судов обеспечения Балтийского флота (с. 21) В.В.Семашко. Первая сормовская АПЛ от проекта до сдачи (с. 37) В.Н.Муратов, Н.С.Митичкин. Хроника Тихоокеанского флота (с. 44 ) 25-я дивизия подводных лодок ТОФ (с. 52) В.И.Королев. Мои командиры и корабли (с. 61) Новые "Варшавянки" (с. 64 РКА пр.12418 для ВМС Туркменистана (с 64)
***Полное содержание***

"Тайфун" (вып. 53). Альманах, 52 с. Полноцветная обложка. На обложке фотографии корвета пр.20380). Брошюра. Бумага - мелованная (весь номер).
Содержание
-- А.А.Уляшев. Некоторые сведения из истории создания корвета пр.20380 (с. 2) Повествуется о истории создания и строительства корветов для ВМФ России, трудностях, которые приходилось преодолевать, разногласиях межбу бюро и заводом, которые приходилось решать и дается ответ на вопрос, почему этот корабль можно считать уникальным. А.А.Уляшев -- главный строитель проекта, судостроительный завод "Северная верфь". * * * ...Из-за позднего поступления чертежей и отсутствия чертежей насыщения надстройка к началу ноября 2004 г. оказалась также не готовой для доставки на заказ. Учитывая отсутствие главных двигателей, без которых погрузка надстройки невозможна, срок ее доставки был перенесен на май 2005 г. Надо сказать, что формирование и доставку надстройки намечалось осуществить на специальном понтоне, одновременно являющемся имитатором верхней палубы корабля, по Неве. 2005 год явился весьма богатым на события: в основном был завершен выпуск рабочей конструкторской документации в июле была произведена погрузка главной энергетической установки, после чего погружена на корабль надстройка. Сама по себе погрузка надстройки явилась уникальной операцией, потребовавшей принятия серьезных и ответственных решений заводских технологов. В преддверии дня ВМФ (27 июля 2005 г.), когда на стапеле закладывался третий корвет, гости могли видеть полностью сформированный корпус и надстройку головного корабля с погруженной энергетической установкой. Важнейшие события 2005 г. определили возможность подготовки корабля к спуску на воду весной 2006 г. К маю 2006 г. техническая готовность заказа приблизилась к 70%, завершался электромонтаж магистральных электротрасс. Это позволяло приступить к швартовным испытаниям систем, устройств и энергетической установки сразу после спуска корабля на воду...
-- Н.В.Гриневич. МРК на автоматически управляемых подводных крыльях пр.1240 "Ураган" (с. 8) История возникновения замысла и реализации проекта "Ураган" первого и до сих пор, в течение прошедших 35 лет, единственного в мире ракетного корабля на автоматически управляемых подводных крыльях (АУПК) достойна специального исследования. Спроектированный коллективом ЦМКБ "Алмаз" под руководством главного конструктора В.М.Бурлакова и построенный ленинградским Приморским заводом (и проектант, и завод-строитель с 1970 г. входили в состав производственного объединения, которое возглавлял начальник главный конструктор ЦМКБ "Алмаз" Е.И.Юхнин) "Ураган" стал ярким достижением советского военного кораблестроения, опережавшим и превосходившим на момент своего появления всё созданное в этом направлении за рубежом, включая и нашего главного вероятного противника США. Идея создания корабля, который, имея вооружение малого ракетного корабля "Овод", обладал бы не только значительно большей скоростью полного хода, но и это самое главное высокой мореходностью и возможностью в штормовых условиях применять ударное ракетное оружие, была для своего времени очень дерзкой и казалась практически неосуществимой. Но тогда для людей, работавших на оборону страны по зову сердца, а не только за деньги, не было нерешаемых задач дайте лишь время на проверку самых рискованных технических решений! Этой огромной работе предшествовали широкомасштабные НИОКР, в которых участвовали ЦНИИ минсудпрома и других отраслей промышленности. Ведь "несущая платформа", в отличие от уже освоенного оружия, была принципиально новой: АУПК из титанового сплава, главные ГТД и угловые редукторные передачи на мощность 20 000 л.с., гидроприводы с рабочим давлением 200 атм, механизмы подъёма крыльевых устройств, водомёты для движения малым ходом со своей системой управления, корпус из нового лёгкого сплава и многое-многое другое. Более 30 технических решений были защищены авторскими свидетельствами. Публикуемые статьи написаны представителями ВМФ, участвовавшими в создании и опытной эксплуатации "Урагана". Мы надеемся, что в очередных выпусках альманаха появятся воспоминания не только проектантов корабля, его уникальных систем и устройств, оружия, но и строителей и многочисленных контрагентов. Взгляды офицера-кораблестроителя, осуществлявшего наблюдение за проектированием, строительством и испытаниями "Урагана", и военного моряка, которому довелось командовать МРК-5 во время его опытной эксплуатации, дают лишь некоторое представление о тех объективных и субъективных факторах, совокупность которых привела к печальному результату. Для оправдания перед потомками придумали красивую фразу: "Этот корабль слишком опередил своё время". Так ли это на самом деле, или же корабль сгубили сначала быстро осознанная большими руководителями промышленности бесперспективность в получении высоких наград, затем безответственность конкретных руководителей испытаний, а дальше "конкуренция по-советски", "подковёрная борьба" и, наконец, конъюнктурные решения адмиралов "от кораблестроения и вооружения" судить Читателю.
Автор Николай Васильевич Гриневич, капитан 1 ранга. Окончил ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского. В 1975-1981 гг. ответственный от ГУК ВМФ за МРК пр.1240 и (1978-1981) зам. председателя комиссии Госприёмки ВМФ по пр.1240; 1981-1982 зам. председателя комиссии по опытной эксплуатации МРК-5 пр.1240 на ЧФ; 1983-1988 начачальник отдела боевых катеров и кораблей с динамическими принципами поддержания 1-го ЦНИИ МО. В.Е.Кузьмичёв. МРК-5 глазами командира (с. 16) Автор -- командир МРК пр.1240, в дальнейшем командир соединения, имеющий богатый служебный опыт, с высоты прожитых лет дает оценку кораблю и высказывает свое мнение о причинах, почему в серию пошел другой проект, а не МРК пр.1240. "После обработки всех полученных во время испытаний параметров, а также предоставленных данных Госиспытаний началась жёсткая баталия по каждой цифре, которую необходимо вносить в отчёт о сравнительных испытаниях. Комиссия раскололась на два лагеря, об объективности речи не шло, главное протолкнуть свой проект в серию, причём не как унифицированную платформу для любых классов кораблей, а конкретно под противолодочный. Отдельные члены комиссии, в частности, главный наблюдающий проекта "Ураган" капитан 2 ранга Н.В.Гриневич, невзирая на объективно лучшие результаты "Урагана", отдавали предпочтение "Соколу" под лозунгами важности противолодочной борьбы, готовности Зеленодольского завода строить серию, технической сложности "Урагана", неготовности промышленности к его строительству. При докладе командующему ЧФ адмиралу Н.И. Ховрину на его прямой вопрос, почему при лучших показателях проекта "Ураган" комиссия рекомендует к серийному производству проект "Сокол", никто не смог дать вразумительный ответ. В результате этой конъюнктурной борьбы флот получил не лучшее, а то, что сумели протолкнуть."
-- В.М.Моисеев. К-43 пр.06709 в ВМС Индии (с. 20) Во главе немногочисленной группы советских специалистов ЦКБ "Лазурит" мне пришлось вылететь в республику Индия на смену нашим коллегам, обеспечивавшим оказание технической помощи индийским экипажам и группе советских инструкторов на первом этапе эксплуатации АПЛ, переданной Советским Союзом на три года в аренду республике Индия. Указанному событию предшествовала многолетняя напряжённая работа промышленности Советского Союза по подготовке АПЛ пр.670 (проект разработан в ЦКБ "Лазурит", постройка корабля осуществлена на заводе "Красное Сормово" в Горьком) к передаче в аренду республике Индия. Но начнём своё повествование с самого начала. АПЛ для ВМС Индии В начале 1980-х гг. в Индии началась реализация программы создания атомного подводного флота. В 1982-1990 гг. в рамках советско-индийского военного сотрудничества в СССР был выполнен комплекс мероприятий по подготовке советской АПЛ пр.670 (К-43, зав. 701, вступила в состав ВМФ СССР в 1967 г.) для передачи республике Индия в аренду сроком на три года. В том числе, в течение двух лет проводилось теоретическое обучение индийских экипажей в СССР и эксплуатация лодки в тропических условиях с целью практического обучения индийских экипажей. Работы включали в себя следующие этапы: 1. Выработка концепции подготовки АПЛ к эксплуатации индийскими экипажами в тропических условиях под наблюдением советского инструкторского состава. 2. Разработка проекта переоборудования одной из находящихся в составе ВМФ СССР АПЛ, включая разработку технического проекта, комплекта рабочих чертежей, а также учебной и эксплуатационной документации в экспортном исполнении на русском языке.
Автор Виктор Михайлович Моисеев. Родился в 1941 г. По окончании Сормовского машиностроительного техникума в 1962-1970 гг. (с перерывом на службу в армии) работал техником-конструктором, затем инженером-конструктором в организации п/я 208 (в дальнейшем ЦКБ "Лазурит" . В 1970 г. окончил Горьковский институт инженеров водного транспорта по специальности "инженер-механик". В 1970 г. по переводу продолжил трудовую деятельность в ЦКБ по судам на подводных крыльях. В качестве ведущего конструктора и заместителя начальника команды технического обслуживания занимался проектированием, строительством и испытанием экранопланов. После катастрофы одного из экранопланов и практического закрытия соответствующей тематики вернулся в ЦКБ "Лазурит" в группу главного конструктора, занимавшуюся разработкой проекта переоборудования АПЛ К-43 (зав. 701) пр.670 для передачи в аренду республике Индия с целью обучения индийских экипажей. За период работы в ЦКБ "Лазурит" в должностях руководителя конструкторской бригады и заместителя главного конструктора принимал участие в разработке проекта переоборудования лодки и, далее, в переоборудовании К-43 на дальневосточном заводе "Звезда". В 1989 г. был командирован в республику Индия в качестве руководителя группы советских специалистов для оказания технической помощи индийским экипажам и группе советского инструкторского состава. Награждён медалями "За трудовую доблесть" и "300 лет Российскому флоту".
-- Г.И.Гавриленко. Соединение ПЛ в Кронштадте в послевоенный период > (1945-1967) (с. 27) История дивизиона (бригады) ПЛ в Кронштадте. Приведены схемы, на которых прослеживается история Балтийского подплава с 1945 г. до наших дней (какие соединения имелись, когда были созданы, расформированы и переформированы).
-- С.А.Слугин. Лишняя дивизия (с. 35) История Амурской флотилии (49-й дивизии речных кораблей). Создание дивизии, ее состав в различные годы и В 1965 г. дивизия пополнилась: с Дуная в 12-ю бригаду прибыли 12 АКА пр.1124. Хотя эти катера были военной и послевоенной постройки, но все же намного солиднее катеров "368-го и 376-го проектов". Пополнилась дивизия и ТЩ, переданными ей ТОФ и БФ. В следующем году пополнение дивизии кораблями продолжилось: 28-я бригада получила три ДКа пр.Т-4. К 1967 г. 12-я бригада состояла из трех дивизионов: 64-й дивизион АКА пр.1124, 65-й дивизион (катера пр.368, 376 и 123) и 38-й дивизион КТЩ (6 ед. пр.361). 28-я бригада имела три дивизиона: 14-й дивизион АКА (пр.123, 368 и 376), 240-й дивизион ДКа (пр.Т-4) и 27-й дивизион КТЩ (пр.361). 74-я бригада была двухдивизионного состава: 329-й и 63-й дивизионы АКА (пр.123, 191, 368 и 376). 15-й отдельный дивизион речных кораблей был трехзвеньевого состава: два звена по четыре катера пр.368 на озере Ханка и на реке Уссури и звено КТЩ из 3 ед. на Уссури. 401-й дивизион имел шесть катеров, а в 385-й дивизион судов обеспечения входили штабной корабль "Амур", плавказарма, транспорты и разъездные катера. 439-й дивизион аварийно-спасательных судов включал в себя водолазные и буксирные катера, а также пожарное судно.
-- В.И.Аликов. Призовая стрельба К-244 пр.671РТМ (с. 39) ... История экипажа К-244 и завоевания приза ГК ВМФ за торпедную стрельбу. Отведённое нам на бой с ОБК время бежало, а где наш противник, мы не знали. Вместе с начальником РТС капитаном 3 ранга Ю.И.Онучиным я вслушивался в переливы гидролокаторов, пытался обнаружить синхронное движение пеленгов, значимое усиление силы сигнала и прочие известные "признаки" ОБК. Лодка приближалась то к одной, то к другой кромке района и отбегала назад, ближе к его середине. Переходы между позициями в районе выполняли энергично, при этом тренируя управленцев в управлении мощностью ядерных реакторов и оборотами турбины. Глубину погружения я задавал минимально возможную и по гидрологическим условиям, и из соображений безопасности. Но при увеличении хода уходили на глубину, исключающую кавитацию. Так прошли 9 октября и ночь на 10 октября. Около 7 часов утра 10 октября, после очередной безуспешной попытки обнаружить ОБК на дальних подступах к нашему району, я вызвал в ЦП старпома капитана 2 ранга Е.Н.Филиппова, передал ему управление лодкой, поручил отойти из юго-восточного угла района в его центральную часть и пошёл освежиться ополоснуться в умывальнике 3-го отсека. Уходя, слышал чёткие команды Евгения Николаевича, который приказывал циркулировать, погружаться и увеличить ход. Зайдя в умывальник и сняв рубаху, я стал обливаться водой, снимая накопившееся напряжение. В это время лодка вдруг резко начала "задирать" нос, раздались звонки аварийной тревоги... Я выскочил из умывальника в ЦП капитан 2 ранга Е.Филиппов доложил мне, что при погружении ПЛ в 6-м отсеке вдруг выбило какую-то прокладку, в отсек стала поступать забортная вода, но действия по локализации аварии и устранению неисправности выполнены, и лодка всплыла на безопасную глубину. Всё было сделано правильно, безопасность лодки была обеспечена. Выполнив все действия по аварийной тревоге, проинформировали о случившемся личный состав и после отбоя аварийной тревоги продолжили поиск в районе по готовности 2. Так уставшая, ветхая материальная часть К-524 напомнила нам о своём критическом состоянии...
В.Р.Фролов. Выпуск Военно-Морской Академии им. Н.Г.Кузнецова 2007 года (с. 47) Приводятся биографии офицеров-выпускников Академии, которые в настоящее время командуют ведущими соединениями отечественного ВМФ. Феликс Владимирович Меньков в 1990 г. поступил на штурманский факультет ВВМУ им. М.В.Фрунзе. Сомнений в выборе жизненной стези не возникало, так как Феликс представлял третье поколение военных моряков и, вслед за отцом и дедом, продолжил семейную традицию. В 1995 г. Ф.В.Меньков окончил с отличием штурманский факультет и был направлен на СФ, для прохождения службы в должности инженера электронавигационной группы БЧ-1 РКР "Маршал Устинов" пр.1164. Вся дальнейшая корабельная служба Ф.В.Менькова, до поступления в ВМА им Н.Г.Кузнецова в 2005 г., проходила на этом крейсере в различных должностях (Феликс Владимирович убыл на обучение с должности старшего помощника командира). Среди событий, в которых довелось участвовать за время службы на РКР "Маршал Устинов", для Ф.В.Менькова стали памятными главный военно-морской парад в честь 300-летия ВМФ в Санкт-Петербурге в 1996 г., боевые службы в Северной Атлантике в 2003 г. и 2004 г., приём на борту президентов России и Польши в 2003 г. в Балтийске и другие. Из старших товарищей капитан 2 ранга Ф.В.Меньков отмечает первого командира Серея Иосифовича Авакянца (ныне контр-адмирала) и капитана 1 ранга Сергея Юрьевича Жугу, оказавших наибольшее влияние на становление молодого офицера и передавших ему свой богатый опыт службы. После окончания ВМА им. Н.Г.Кузнецова капитан 2 ранга Ф.В. Меньков был назначен командиром ТАРКР "Петр Великий" пр.11442.
***"Тайфун" (вып. 54). Альманах, 64+60 с. Полноцветная обложка. На обложке фотографии сФП пр.18061 и судов вспомогательного флота). Брошюра. Бумага - мелованная (весь номер).***
Содержание
-- Судно контроля и измерения физических полей пр.1806 (18061) (с.2) История проектирования, строительства, факты из "биографий" судов. Статья хорошо иллюстрирована. Приведены чертежи СФП пр.1806, 18061 (различные проработки, предэскизные варианты и т.п.). Даны фотографии всех СФП пр. 1806 (18061). Подготовлено сотрудником Зеленодольского ПКБ по материалам, хранящимся в бюро и воспоминаниями главных конструкторов. Это сложное инженерное сооружение не называется кораблём, оно несёт флаг вспомогательных судов ВМФ; и даже на полном ходу за его кормой не бывает романтического буруна, но движется оно, как говорили, со скоростью "Звука". И всё же судно контроля и измерения физических полей (СКИФП) пр.1806 (шифр проекта "Звук" , явилось достижением Зеленодольского ПКБ, очередной вехой его творческой биографии. Необходимость в создании судна плавучей лаборатории была вызвана тем, что боевые надводные корабли (НК) и подводные лодки (ПЛ), "напичканные" механизмами и электрооборудованием, должны обладать скрытностью и обеспечивать нормальную обитаемость, для чего их физические поля и условия в корабельных помещениях должны измеряться и доводиться до нормативно допустимых. Дело в том, что сильные внешние физические поля способствуют быстрому обнаружению ПЛ и НК, а также обеспечивают реагирование мин и самонаводящихся средств поражения противника. А шум и вибрация во внутренних помещениях корабля приводят к быстрому утомлению экипажа, снижению быстроты реакции и т.д. Поэтому все физические поля кораблей необходимо всеми мерами снижать. Для обеспечения решения этой задачи и нужны СКИФП, особенно в условиях, когда требуются маневренные средства контроля. -- 474-й дивизион судов обеспечения Балтийского флота (с. 21) История самого большого и самого ходового соединения БФ. Летопись основных событий из истории соединения. Выполняемые задачи Суда дивизиона (ледоколы "Буран", "Пурга", суда СФП-511, КИЛ-1, СР-120, кабельное судно "Непрядва", транспорт "Индигирка", танкеры "Сосьва", ВТН-34, ВТН-45, буксиры МБ-162, МБ-169, РБ-167, пас. судно "Шуя", морской транспорт вооружения ВТР-77, Военный танкер ВТН-3, ПСК-1562, РК-1598, ПКЗ-33).
* * *
Для обеспечения повседневной и боевой деятельности КВМК директивой начальника ГШ ВМФ от 3 августа 1955 г. было приказано сформировать к 30 августа 1955 г. управление 474-го отдельного дивизиона вспомогательных судов (474-го ОДнВС). Местом базирования определён Кронштадт, соединение подчинено начальнику отдела вспомогательных судов и гаваней тыла КВМК. В состав дивизиона были включены ледокол "Волынец", рейдовый ледокол "Тазуя", транспорт "Шахтёр", шхуна ПМШ-7, тендер ТДН-7, буксиры МБ-13, МБ-14, МБ-16, МБ-17, МБ-47, МБ-56, МБ-57, МБ-84 и МБ-141 (всего 14 единиц). Согласно штату, в дивизионе должно быть четыре офицера: командир дивизиона (капитан 3 ранга), дивизионный штурман (капитан-лейтенант), дивизионный связист (капитан-лейтенант), дивизионный инженер-механик (капитан-лейтенант). Директивой начальника ГШ ВМФ от 17 сентября 1958 г. управление 474-го ОДнВС было переведено на новый штат, дивизион подчинён начальнику вспомогательных судов КВМК и потерял статус отдельного. В дальнейшем последовал ещё ряд организационно-штатных мероприятий, перевод с одного штата на другой. Была реорганизована и КВМК; подчинённые ей части вошли в состав ЛенВМБ, формирование которой было завершено в начале 1961 г. (приказ об этом был подписан командиром базы адмиралом И.И.Байковым 2 января 1961 г.).1
1 Прим. авт. К окончанию формирования военно-морской базы в составе отдела вспомогательных судов тыла ЛенВМБ были: 474-й дивизион вспомогательных судов (ледоколы, буксиры, танкеры, паромы); 150-я группа вспомогательных судов и плавсредств технического обеспечения (11 судов, в том числе, ГКС, транспорты для перевозки торпедного оружия, транспортные плавдоки); 69-я группа базовых плавсредств (23 судна различного назначения); 136-я группа базовых плавсредств (2 судна); 144-я группа базовых плавсредств (90 судов); береговая база вспомогательных судов в Ломоносове; 122-я щитовая станция в Кронштадте.
Происходили изменения в корабельном составе. Включались новые суда, в том числе, нефтеналивной танкер "Сосьва" пр.437Н (с 1957 г.), морской автомобильный ледокольный паром ПРМ-2 (с 1957 г.), буксиры МБ-142, МБ-159 (с 1959 г.), МБ-162 (с 20 декабря 1961 г.), пассажирский катер ПСК-57, пассажирское судно "Шуя" (с 1969 г.), танкер ВТН-3, морской рефрижераторный транспорт МРТ-142, ледокол "Буран" (с 1966 г.), килектор КИЛ-14, баржи и суда МТБ-16150, МАБ-39150, МАБ-56150. В разные годы из состава дивизиона были исключены тендер ТДН-7, шхуна ПМШ-7, транспорт "Шахтёр", рейдовый ледокол "Тазуя", буксиры МБ-13, МБ-14, МБ-16, МБ-17, МБ-47, МБ-141.
-- В.В.Семашко. Первая сормовская АПЛ от проекта до сдачи (с. 37) Главным конструктором первой АПЛ пр.670 был Виталий Константинович Шапошников. Головная АПЛ пр. 670 (зав. 701), как и вся серия, построена на заводе "Красное Сормово" в Горьком (ныне - Нижний Новгород). С тех пор прошло более 30 лет, и многое забыто. В печати стали нередко появляться статьи (особенно юбилейные), авторы которых, не являясь участниками проектирования и строительства первой АПЛ пр.670, видимо, невольно искажают некоторые факты и называют основными героями этих событий людей, которые совсем или почти совсем не имели непосредственного отношения к созданию этого уникального (по тем временам) корабля. Всё это заставило меня взяться за воспоминания и краткое изложение отдельных эпизодов сложнейшего процесса проектирования и строительства головной АПЛ пр. 670. Я проработал в должности главного строителя этого и других кораблей серии с апреля 1959 г. по апрель 1970 г. Практически на всех извещениях на корректировку проектных документов (чертежах) есть моя подпись. Я проследил все этапы проектирования, провёл все стадии строительства. Можете мне поверить, что на каждом листе корпусных конструкций, каждом механизме заводского изготовления и контрагентских поставок есть отпечатки моих ладоней. Я знал в лицо, по имени и отчеству всех контрагентов - как разработчиков, так и изготовителей. Разработка всех видов графиков строительства, составление мероприятий цеховых, заводских, отраслевых и союзных масштабов происходили при моём участии. Мне довелось побывать на предприятиях многих городов, в проектных организациях, руководящих и контролирующих учреждениях. Дважды или трижды меня вызывали для отчёта о состоянии хода строительства в учреждение, располагающееся за стенами московского Кремля, хорошо видимого с Красной Площади. За все огрехи в выполнении графиков, сроков строительства, в общем состоянии корабля (поломки, пожары, затопления и т. д.) спрашивали, в первую очередь, с меня: "Ты ведь главный строитель! С тебя и первый спрос". Так воспитывали меня в парткоме завода и руководители всех рангов. Запомнилось выражение министра Б.Е.Бутомы, который, занимаясь разбором одной неприятности, спросил меня: "Где ты-то был? Куда смотрел?" А узнав, что я был в командировке, заявил: "Значит, когда ты в командировке, твои строители стоят босиком на вокзале и ждут твоего приезда?" Я всё понял и до сих пор с восторгом вспоминаю эту фразу. Сколько часов пришлось выстоять, докладывая о ходе работ, перед различными коллегиями, совещаниями, комитетами, которые ругали, пугали, требовали новых сроков и так далее. Вспоминаешь А.С.Пушкина: "Всё прошлое я вновь переживаю..." Да простит меня читатель, если где-то, в чём-то злоупотребляю местоимением "я". Это не значит, что бахвалюсь, просто не смог иначе сформулировать фразу о том или ином событии. В апреле 1959 г., после нескольких лет интереснейшей, напряжённой работы в различных должностях на ниве судостроения я был назначен главным строителем АПЛ пр.670. С этого момента началась моя тесная работа с конструкторским бюро, которое к тому времени отделилось от завода и стало самостоятельным. В это время руководство государственного комитета по судостроению (ГКС) и авторы ТТЗ рассмотрели и забраковали представленный первый вариант ПЛ пр.670. Проектирование передали в СКБ-143 (Ленинград). Главным конструктором ПЛ пр.670 назначили А.В.Угрюмова, а В.К.Шапошникова, возглавившего группу конструкторов корабля - его заместителем. Мне часто приходилось бывать в СКБ-143 для согласования габаритов (исходя из возможностей цехов, верфи) и принципиальной технологии строительства, возможностей транспортировки на сдаточные базы. В октябре 1959 г. главный инженер 1-го главка ГКС И.Б.Михайлов, рассмотрев эти проработки, забраковал их. Угрюмову объявили выговор, и пр.670 был закрыт. Видя такое положение с проектированием ПЛ с новой энергетикой (так тогда называли ПЛ с АЭУ), для загрузки завода "Красное Сормово" было принято решение строить в Горьком ДЭПЛ пр.651. Однако руководство завода и Горьковского совнархоза (СНХ) попросило ГКС продолжить поиск проекта АПЛ, подходящей для строительства на заводе "Красное Сормово".
Автор. Владимир Владимирович Семашко. Родился в 1930 г. В 1954 г. окончил с отличием кораблестроительный факультет Горьковского политехнического института. Получил направление на завод "Красное Сормово". Работал исполняющим обязанности строителя судов, строителем судов, начальником стапеля, заместителем начальника цеха, главным строителем. Принимал активное участие в строительстве ДЭПЛ нескольких проектов, являлся главным строителем головной АПЛ пр.670 (шифр проекта "Скат" первой атомной сормовской лодки. Далее был главным строителем серии АПЛ пр.670. С 1970 г. главный контролёр завода начальник отдела технического контроля (ОТК), заместитель директора завода по качеству. С апреля 2001 г. на государственной пенсии.
-- В.Н.Муратов, Н.С.Митичкин. Хроника Тихоокеанского флота (с.44) Основные события из жизни флота в 1999-206 гг. В том числе: -- включение вновь построенных кораблей и судов; -- исключение выслуживших свой срок кораблей и судов; -- учения; -- походы и визиты; -- аварии и происшествия; -- назначения и т.п. Продолжение, начало см. "Тайфун" вып.19 ( 7 за 1999 г.) и выпуск 20 ( 1 за 2000 г.) 2001 ...В состязаниях на первенство ВМФ по видам боевой подготовки ТОФ занял 10 первых мест. Из состава флота исключены ПЛ Б-248 пр.877, БПК "Адмирал Спиридонов" пр.1155, БДК-14 пр.775, базовые тральщики БТ-78 пр.1265, БТ-76, ракетные катера Р-42, Р-83, десантный катер Д-282, катера пр.ПВ1415 П-333, П-378, П-402, и учебные катера УК-231, УК-432, УК-644, УК-646, УК-157. 2002 год Январь завершено расформирование 922-го ПМТО в п. Камрань СРВ, 323-го флотского учебного центра, 8-го учебного отряда. Февраль командующему ТОФ вице-адмиралу В.Д.Фёдорову присвоено воинское звание адмирал. Март АПЛ К-263 "Дельфин" переименована в К-263 "Барнаул". Апрель командующий войсками и силами на северо-востоке РФ вице-адмирал К.С.Сиденко назначен начальником штаба 1-м зам. командующего ТОФ... -- 25-я дивизия подводных лодок ТОФ (с. 52) История самого мощного соединения ТОФ. История 25-й дивизии ракетных подводных лодок стратегического назначения берёт своё начало в 1973 г., когда, в соответствии с директивой ГШ ВМФ от 5 февраля 1973 г. и директивой ГК ВМФ от 6 февраля 1973 г., началось формирование соединения. С 1 по 20 октября 1973 г. продолжалось формирование управления соединения ПЛ в б. Крашенинникова. Изначально в состав дивизии вошли РПКСН К-252, К-258, К-446, К-430, К-436, К-451 и четыре плавучие казармы (ПКЗ-182, ПКЗ-2, ПКЗ-94, ПКЗ-155) для личного состава. Лодки К-252, К-258 и К-446 были переведены в состав соединения из 8-й ДиПЛ; К-446 находилась в аварийном ремонте на заводе "Восток", К-430, К-436, К-451 на различных стадиях строительства или испытаний. Вторые экипажи этих кораблей проходили обучение в 93-м УЦ ВМФ (г. Палдиски, Эстонская ССР). Указанные лодки относились к АПЛ пр.667АУс ракетным комплексом Д-5У (БРПЛ Р-27У) увеличенной дальности и точности стрельбы. Первым командиром соединения был назначен капитан 1 ранга Г.Ф.Авдохин, начальником политического отдела капитан 1 ранга Б.В.Михайленко, начальником штаба капитан 1 ранга В.В.Привалов, заместителем командира дивизии капитан 1 ранга Н.Т.Иванов, заместителем командира по ЭМЧ капитан 2 ранга-инженер Ф.А.Клещёв. Управление соединения размещалось на ПКЗ-182, экипажи ПЛ на ПКЗ-2, ПКЗ-94, ПКЗ-155. С окончанием формирования 25-й ДиПЛ начала набирать обороты БП. С первых дней лидирующее положение среди кораблей занимает экипаж К-258 под командованием капитана 1 ранга А.Н.Луцкого. Именно этому экипажу в мае 1974 г. на К-252 было доверено первым выйти на боевое патрулирование, итоги которого были высоко оценены командованием флота.
-- В.И.Королев. Мои командиры и корабли (с. 61) ...Выбор профессии подводника для меня не был случайным. Значительную часть своей жизни отдал подводному плаванию дед, занимавшийся моим воспитанием в детстве. Он пришел в подплав в 1908 г., начав службу на бубновских "барсах", и прослужил на Балтике до 1917 г., а после того как флот начал "хиреть", ушел на берег. Общение с дедом, его рассказы о подводном плавании, морской службе постепенно сформировали желание стать офицером ВМФ. По его настоянию я поступил именно в ВВМУ им. М.В.Фрунзе, которое окончил в 1977 г. Службу я начал на славной флотилии старейшем объединении АПЛ советского ВМФ. Многое в атомном подводном флоте начиналось в Западной Лице. Назначение получил на должность командира электронавигационной группы БЧ-1 К-467 пр.671РТ...
* * * ...За пять лет командования лодками пр.671РТ у меня имелась возможность получить собственное представление о корабле, изучить сильные и слабые стороны лодок второго поколения. Позднее, уже в должности заместителя командира дивизии мне довелось служить на АПЛ пр.971, которые являются кораблями третьего поколения, поэтому опыт службы позволяет мне высказываться об их возможностях. К тому же мне довелось служить как в плавсоставе (то есть быть практиком), так и на берегу, В последнее время стало модным ругать нашу технику и восхвалять иностранные достижения в области военного кораблестроения, причем на стезю очернения наших достижений становятся как любители, вообще не имеющие реального представления о возможностях наших кораблей, так и специалисты-теоретики...
* * * ...АПЛ пр.671РТ была спроектирована в ленинградском СКБ-143 (ныне СПМБМ "Малахит" под руководством главного конструктора Г.Н.Чернышева, который, без сомнения, является выдающимся проектантом. Его конструкторские решения, воплощенные в металл, в дальнейшем позволили создать лодки, не только не уступающие иностранным аналогам, но и превосходящие их по некоторым характеристикам. Основным преимуществом, которое получили лодки пр.671РТ по сравнению с отечественными лодками первого поколения и иностранными АПЛ, стал ракетоторпедный комплекс (с 533-мм и 650-мм ТА), являвшийся для своего времени уникальным оружием. Наличие такого комплекса позволяло в случае необходимости применить противолодочные ракеты и торпеды увеличенной дальности и уничтожить противника на дистанциях больших, чем те, на которых он мог нам эффективно противостоять...
* * * ...Рассуждая о возможностях "барсов", надо помнить, что это не только отличные, но еще и относительно дешевые в постройке корабли. Уместно вспомнить строительство американской АПЛ "Seawolf": промышленность США создала супердорогую и суперсовременную лодку, но, как мне кажется, они осознали, что заплатили слишком дорогую цену за те небольшие достижения, что им удалось достичь, и, как следствие, прекратили их постройку. Американцы всегда считают деньги, и критерий "эффективность/стоимость" в данном случае их, видимо, не устроил. Ведя разговор о тех или иных возможностях отечественных и зарубежных АПЛ, часто забывают, что в подводном противостоянии участвуют, образно говоря, не только лодки, но и целые системы. Государственный подход в ВМС США чувствуется во всем, начиная с базирования, комплектования экипажей и заканчивая боевой подготовкой, дальними плаваниями. Концепция использования АПЛ у них увязана с государственной политикой, действия подводников санкционируются и одобряются на самом высоком уровне, а в области подводного плавания существует четкая и продуманная политика. В районах постоянного действия американцы всегда разворачивают свои базы, где экипажи лодок могут отдохнуть, пополнить запасы и привести в порядок матчасть...
Автор Командующий Черноморским флотом. Владимир Иванович Королёв. Родился 1 февраля 1955 г. Образование: в 1977 г. окончил ВВМУ им. М.В.Фрунзе (штурманский факультет); в 1987 г. 6 ВСОК ВМФ; в 1995 г. ВМА (заочно). Похождение службы: курсант ВВМУ им. М.В.Фрунзе (1972-1977); командир группы БЧ-1 К-467 пр.671РТ (1977); командир БЧ-1 К-467 пр.671РТ (1979); помощник командира К-495 пр.671РТ (1981); ст. помощник командира 246-го экипажа ПЛ пр.671РТ 6-й ДиПЛ СФ (1984); слушатель 6-х ВСОК ВМФ (1986-1987); командир К-488 пр.671РТ 24-й ДиПЛ СФ (08.1987); командир К-387 пр.671РТ 24-й ДиПЛ СФ (1988); зам. командира 24-й ДиПЛ СФ (12.1993); начальник службы противолодочной борьбы оперативного управления штаба СФ (04.1996-08.2000); командир 24-й ДиПЛ СФ (08.2000); НШ 12-й ЭсПЛ СФ (2002); командир 12-й ЭсПЛ СФ (2005); заместитель командующего СФ (19.11.2007); начальник штаба 1-й заместитель командующего СФ (09.2009); начальник штаба СФ (2009); командующий ЧФ (2010). Награды: ордена "За службу Родине в ВС" 3-й ст., "За заслуги перед Отечеством" 4-й ст., "За военные заслуги", медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" 2-й ст. и медали. -- Новые "Варшавянки" О закладке на "Адмиралтейских верфях" новых ПЛ для ВМФ России и ВМС Вьетнама. -- РКА пр.12418 для ВМС Туркменистана О новых кораблях для нашего соседа.