Воспоминания очевидца

гибели атомной подводной лодки К-8



Мы на т/х "Комсомольц Литвы" шли с Кубы в Союз, капитан А.А. Беляков, на борту 12 000 тонн сахара. Я нес вахту в машине с 4.00 до 8.00 когда подошли в район где дрейфовала лодка, в это время было где-то 6 баллов, потом усилилось,в пределах видимости был болгарский танкер. В течении дня я видел как подошли "Касимов}, "Харитон Лаптев" и "Саша Ковалев". Наше судно подошло ближе к лодке с кормы стали заводить концы, стреляли выбросками на лодку, но надежно закрепить буксировочный конец не удавалось. Ко мне подошел Дед и скомандовал готовь шлюпку, пойдешь ты, 2-ой штурман, старший матрос и старший моторист. Молодец Дед упаковал меня и старшего моториста так, что мы не звмерзли, а плуба пошла налегке, и впоследствии, когда ухудшилась погода стала неработоспособной, 2-ой помошник и ст. матрос стали замерзать. Спуск и подъем шлюпки в штормовую погоду это своеобразное рискованное и непредсказуемое мероприяте, но лично нам везло и для нас все обошлось, правда одной из талей все-таки угораздило съездить меня по физиономии, это было при последнем подъеме шлюпки на борт судна и доктор зашил царапину. Что мы делали - сначала выброски подавали на лодку, затем загрузили в шлюпку бухту буксировочного троса, подавали выброски и на лодку и на корму судна, несколько раз удавалось заводить концы, выбирать выброски и закреплять буксировочный трос и судно начинало буксировку, однако буксировочный трос рвался и все по новой. Сложно было шлюпкой подходить и к лодке и к судну, помимо громадных волн, которые из шлюпки видятся и ощущаются совсем не так как с с борта судна, мешали очень сильные течения, не всегда двигатель лодки мог преодолевать эти течения даже полным ходом, все время приходилось маневрировать, в целом все эти работы у нашей шлюпки заняли 9 - 10 часов, с утра до сумерек. Как хотелось мне забрать в шлюпку оставшихся на лодке ребят, ну хотя бы на ночь, так как был заметен значительный дифферент лодки на корму, а с расветом могли бы их доставить обратно на лодку.В ночь с 11 на 12 апреля наше судно дрейфовало недалеко от лодки, под утро на своей вахте в машине я услышал два звука, похожие на два гидравлических удара, выскочил на мостик, штурман отвечает лодка пропала с радара.

Трое суток мы бороздили район гибели лодки, что я видел в воде - три офицерские шапки и какие-то деревянные детали.

Будь моя воля я бы всех подводников, которые не покинули лодку наградил званием Героя Советского Союза.

Первое что делают моряки иностранных государств когда судно терпит бедствие, они спускают шлюпки и покидают судно. Неоднократно наши моряки высаживались на горящие судна, тушили пожар, устраняли другие неисправности, возвращали на судно горе-моряков.

Разница между нами и ими была видна невооружкнным взглядом.

Что сказать обо мне. В 1968 году окончил ЛВИМУ им.адм. Макарова, инженер-механик, прошел военно-морскую подготовку по профилю командир моторной группы БЧ-5 ПЛ ВУС 4602. С нами занимался и нас учил капитан 1-го ранга С.П. Лисин, Герой СоветскогоСоюза.

После окончания училища, до присвоения офицерского звания, проходил трехмесячную стажировку мичманом в Ура-Губе в Видяево на 613 и на 641 проектах, командир базы был тогда контр-адмирал Кабанов, имя отчество запамятовал.

Дело в том, что с Военно-Морским флотом СССР, со многими адмиралами и лично с С.Г. Горшковым я знаком с детства. Все они в свое время отдыхали в санатории ДКАБФ Рижское взморье, затем ДКБФ Майори. Практически дом, в котором я живу, находился на территории самого санатория. В санатории же работал шофером мой дядя, брат матери. Он был закреплен как водитель начальника санатория, и нередко начальник санатория приказывал моему дяде поступить в распоряжение адмиралов и даже Командующего и члена Военного совета. Я частенько провожал дядю в поездку и оказывался рядом с адмиралами и он меня представлял - это мой племяник Коля. Так вот я родился в 1939 году в Риге. 14 июня 1941 года отца и мать моего отца, моих деда и бабку, как антисоциальных элементов отправили в Сибирь. А 22 июня 1941 года мой отец ушел в Красную Армию на фронт где: " в бою за Социалистическую Родину, верный войнской присяге, проявив геройство и мужество, был ранен и умер от ран 31 мая 1944г. Похоронен г.Яссы, д.Хорлесчий, 1.5 км. юж." так в Извещении от 27 марта 1946 г. Я нашел в книге памяти Лужского района, отец родился в 1913 году в Луге, такую же запись с указаникм в/ч 645 СП, 202 СКК . Вместе с полком и дивизией по публикациям в интернете и мемуарм Военноначальников и воспоминаниям однополчан, я пршел весь путь его войны, все фронты с 41 по 44 годы.

На морском флоте я начинал работу следующим образом, 1959 год окончл Рижскую мореходную школу, затем Мурманск, завод Роста, кочегар ледокола "Ермак", работал под началом знаменитого капитана Юрия Константиновича Хлебникова, арктика, другие суда, потом Макаровка. Работая на пассажирском теплоходе Сестрорецк был во всех закоулках Кольского звлива, неплохо знал Североморск. На теплоходе Куйбышевгэс работал в ревущих сороковых вместе с капитаном Майнагашевым и с экспедицией ЦНИИ им.акад. Крылова, под началом Андрея Ивановича Вознесенского, будущего директора ЦНИИ.

С исключительным уважением отношусь к морякам- подводникам , ставлю их выше космонавтов. Чем больше проходит времени, тем больше узнаешь о той стране в которой жили, о Советском Союзе, о забытых победах, о величии Сталинского времени, о Великой победе.

Мой адрес Гусев Н.Л. ул.Иомас 7, кв.2, Юрмала, Латвия LV-2015.

В адрес моряков-подводников и лично в Ваш примите мои самые сердечные поздравления с Праздником Победы, хорошего здоровья Подводникам, особенно Ветеранам!


Санкт-Петербургский Клуб моряков-подводников, 2010